[<10>] ====== Толкования на Пс. 135:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 2-3 **Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость его** Сказав, что Бог постоянно милует, пророк приводит и доказа­тельства милости Его и постоянства этой милости, заимствуя их от предметов видимых. Но так как он руководил слуша­телей к благочестию, то, смотри, как опять сравнивает Бога с языческими богами, и опять по снисхождению к слушателям. Что же говорит Он? **«Исповедайтесь Богу богов**, и каждый раз прибавляет:** ибо во век милость Его»**. **«Исповедайтесь Господу господ, ибо во век милость Его»**. В предыдущем псалме он говорит, что Господь //«наш превыше всех богов»// [[old:ps:134:05|(Пс.134:5)]] а здесь говорит еще более, – что Он Господь их и Владыка их, – идолов ли будешь разуметь, или бесов, по­тому что, хотя бесы прогневали Его и преданы позору, но и они рабы и подвластны Ему. Потому, говорит, **«исповедайтесь»**, что вы имеете Бога, Который выше всех, Которому нет подобного, Который есть Владыка всех, Господь всех. Впрочем, Он на­зывается и Богом благоугодивших Ему; например, когда го­ворится: //«Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»// [[old:ish:03:06|(Исх.3:6)]]. Почему же здесь Он называется Богом бесов? В ином смысле говорится то, и в ином это. Там представ­ляется близость и особенная любовь Его к ним; а здесь по­казывается Его превосходство. **//Беседы на псалмы. На псалом 135.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его** Под именем богов разумеет здесь Пророк не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих: //«несть Бог Бог мертвых, но Бог живых»// [[new:mf:22:32|(Мф.22:32)]]. Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими. Так и в законе сказано: //«богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла»// [[old:ish:22:28|(Исх.22:28)]]: и: //«сын мой первенец Израиль»// [[old:ish:04:22|(Исх.4:22)]], устами Исаии говорит Бог: //«сыны родих и возвысих»// [[old:is:01:02|(Ис.1:2)]]; и в псалмах: //«Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси»// [[old:ps:081:06|(Пс.81:6)]]. Сим-то назвал Пророк богами, как именовавшихся сынами Божиими. ===== Евфимий Зигабен ===== **Исповедайтеся Богу богов; яко в век милость Его** Благодарите, продолжает, Бога, Который есть Бог и Владыка над лжеименными богами и басами, которым Еллины покланяются, как богам: потому что хотя бесы бесчестны и враги Божии, как первые виновники зла и противники Божии, но все же они слуги Божии по творению и в сем отношении по необходимости подчинены Богу. //Евсевия//: Он Бог богов, не только бесов, но и тех, о которых сказано: Я сказал: вы боги; также: богов не злословь; поколику и Ангелы могут быть названы богами; почему и Апостол говорит: так как много богов и много господ на небе, или на земле [[new:1kor:08:05|(1 Кор. 8, 5)]]. //Оригена//: После Троицы так называемые боги суть и называются такими по причастию божества (то есть божеского действа и благодати, а не божеского естества). Но Спаситель не по причастию есть Бог, но по существу, //Феодорита//: Называет богами тех, которые почтены саном священства, как сделавшихся сынами Божиими. Так и в псалмах: Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Исповедайтеся Богу богов; яко в век милость Его** См. Толкование на [[old:ps:135:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 135:1]] [<10>]