[<10>] ====== Толкования на Пс. 135:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость его** Сказав, что Он есть Господь и Владыка богов, пророк при­водит теперь доказательство этой истины, подтверждает ска­занное, указывая опять на силу Его. Не сказал: «сотворившему», но: **«творящему»**, выражая, что Он непрестанно благодетельствует, творит чудеса, совершает, дела дивные. Пророк представляет два особенные Его свойства: что Он **«творит»** и что тво­рит **«Един»**; или лучше сказать – три и даже четыре: что Он **«творит»**, и творит **«чудеса»**, и **«великие»** чудеса, и творит **«Един»**. Этими словами не опровергается Сын Божий, но только Бог противопоставляется бесам. Посмотрим же, какие это чудеса, великие чудеса, которые Он один творит. Впрочем, вначале пророк говорил нам не о силе, но о человеколюбии и благости Божией: //«исповедайтесь//, говорил он,// Господу, ибо Он благ».// Почему же теперь Он перешел к силе? Потому, что эти чудеса суть действия не только силы, но и человеколюбия. **//Беседы на псалмы. На псалом 135.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его** Чудотворения совершаются и усердными служителями Его; но Божиими называем чудеса Моисеевы, Иисусовы, Илиины, равно как и знамения, совершенныя священными Апостолами. Посему Пророк справедливо единаго Бога назвал Творцем //«чудес велиих»//. Потом указует он и великия творения Его. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотворшему чудеса велия единому; яко в век милость Его** Благодарите, побуждает, Господа, Который один сделал великие чудеса, где «единому» приложено для различия от Сына и Духа; ибо Господом называет одного Бога, почитаемого в трех лицах. У //Златоуста// пишется: «творящему», в следующих его словах: поелику прежде сказал, что Он Господь и Владыка богов; то на сие изречение теперь приводит доказательство и подтверждает сказанное о Нем проповедью о силе Его. И не сказал: сотворившему, а творящему, сказывая, что Он благотворит и чудодействует. При том употребляет это причастие двукратно, или лучше трекратно и четырекратно, и что Он творит, и что (творит) чудеса, и что—великие чудеса, и что один творит. Ибо по замечанию //Феодорита//, и чудеса друзей и угодников Его—Моисея, Иисуса (Н.) и Илии принадлежат Богу. Для чего же в начале (вопрошает //Златоуст//) не говорил Давид о могуществе, что должны благословлять (Бога за оное), но за то, что Он благ? Итак, почему теперь вдруг (неожиданно) стал говорит о силе? Потому, что сии чудеса показывают не только силу, но и благость и человеколюбие. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его** Здесь пророк приглашает воздать исповедание, или славословие, Богу, **сотворшему великия чудеса**, потому что всякое творение само по себе, как произведенное из ничего словом всемогущего Бога, есть уже **чудо велие**, и тут же прибавляет, чтобы воздавали славу Богу единому (и в то же время триипостасному). Дивные творения Божии, равно как и все другие чудные дела Его, свидетельствуют прежде всего о Его всемогуществе и о том, что Он один Творец мира и всех чудных дел в мире. «//Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един//!» – так взывает пророк в другом псалме [[old:ps:071:18|(Пс. 71:18)]]. А если творили некоторые чудеса пророки, апостолы и другие угодники Божии, то не своею силою творили, а силою, данною им от того же всемогущего Бога. По замечанию блж. Феодорита, «и чудеса друзей и угодников Божиих – Моисея, Ииуса (Навина) и Илии – принадлежат Богу» [7, с. 1063–1064]. И, продолжая свое слово о творениях и других чудных делах Божиих, пророк говорит: благодарите Господа, Который премудростию сотворил небеса – **сотворшему небеса разумом**. Творение неба было первым делом Творца, как сказано: «//В начале сотвори Бог небо и землю//» [[old:gen:01:01|(Быт. 1:1)]]. Своею премудростию, соединенною с свободною волею, Бог благоволил произвести небеса из ничего и с тем вместе уготовал на них вечное жилище ангелам и святым человекам. Это и значит, что Бог «**сотворил небеса разумом**», то есть не утруждался, не беспокоился, не имел нужды во времени, а также в каких-либо орудиях, в материалах, рабочих и т.д. Здесь нужно обратить внимание еще на особенность сего псалма, которая состоит в том, что к каждому стиху его прибавляются слова: **яко в век милость Его**. Об этой особенности у священных толковников сего псалма: Афанасия, Илария, Иеронима и других, – сохранилось предание, что народ за богослужением во втором храме Иерусалимском повторял часто эту прибавку (припевая ее) после того, как левиты пропевали первую часть стиха. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]