[<10>] ====== Толкования на Пс. 135:23 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его** Речь сия: **яко во смирении нашем помяну ны Господь** — всего более прилична освободившимся от мысленного, или от чувственного, рабства. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его** Объясняя, что они сделались владетелями всего этого не по своим заслугам, а единственно по благости Божией, прибавляет: **«Он вспомнил нас в уничижении нашем, ибо во век милость Его»**, выражая, что не в добродетелях, не в счастье, а **«в уничижении нашем»**. Смысл этих слов следующий: достаточно было бедствия и страдания нашего, чтобы преклонить Его на ми­лость. Так и в начале, когда освободил их из Египта, Он не сказал: «видя видел» перемену их к лучшему, но: //«Я увидел страдание народа Моего в Египте»// [[old:ish:03:07|(Исх.3:7)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 135.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 23-24 **Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его** О сем упоминает и блаженный Моисей; ибо говорит: //«возстенаша сынове Израилевы от дел, и взыде вопль их к Богу»// ([[old:ish:02:23|Исх.2:23]]). Но и снова умилосердился, когда были пленниками, и возвратил их в отечественную землю. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 23-24 **Яко во смирении нашем помяну ны Господь; яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших; яко в век милость Его** Господь, исповедует, вспомнил о нас, Иудеях, когда мы были угнетены, т. е. злострадали в Египте: ибо видя, говорит, видел Я злострадание народа моего в Египте и снизшел, чтоб изъять их от руки египтян [[old:ish:03:07|(Исх. 3, 7).]] А сказывая: нас (ημων и ημας), Давид сим указывает на предков своих в Египте и усвояет их себе по сродству с ними. За сим, оставя прочие частные благодеяния, оказанные Богом евреям, опять обращается к всеобщему промыслу и благодеянию Божию. Во смирении нашем.Не в подвигах наших, и не в благополучии; но во смирении, т. е. само несчастье и злострадание наше могло преклонить Бога по словам //Златоуста//. Слова //Феодорита//: О том упоминает и Моисей: возстенали, говорит, сыны Израилевы от дел, и взошел вопль их пред Бога [[old:ish:02:23|(Исх. 2, 23)]]. ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его** Соединившийся теснейшим союзом с добродетелию смирения соделывается тихим, кротким, удобопреклонным к умилению, милосердым, спокойным, радостным, благопокорливым, беспечальным, бодрым, неленостным, — и что много говорить, — соделывается бесстрастным. Соделывается таким, потому что **во смирении нашем помяну ны Господь, избавил ны есть от врагов наших**, от страстей и скверн наших. //**Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.**// ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 23–26 **Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его: даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному: яко в век милость Его** Говоря о **смирении**, пророк разумеет здесь не личное чье-либо смирение, а указывает вообще на уничижение всего народа израильского, всех потомков патриарха Израиля, которых египтяне обратили в рабство. И словом **нашем** указывает не на современное ему состояние народа, а на связь свою и происхождение от тех предков, которые чудесным образом изведены Богом из Египта. Пророк говорит здесь (по пер. с евр.) так: «Господь вспомнил нас в унижении нашем... и избавил нас от врагов наших, ибо милость Его вечна». И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «//Я увидел страдания народа Моего в Египте... Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян//» [[old:ish:03:08|(Исх. 3:7–8)]]. Вот это и значат слова псалмопевца: **во смирении нашем помяну ны Господь**… **и избавил ны есть от врагов наших**. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и **всякой плоти** дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть. По словам св. Иоанна Златоустого, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» [7, с. 1067]. А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «//Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их//» **new:mf:06:26|(Мф. 6:26)**. Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» [7, с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – **Богу Небесному**, имеющему престол Свой на небесах. По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» [7, с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» [7, с. 1068]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]