[<10>] ====== Толкования на Пс. 136:5 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя** Или, да не буду иметь помощи свыше. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 5-6 **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего** Заметь и здесь великую перемену. Те, которые каждый день слышали, что они будут лишены города, и не обращали на это внимания, теперь сами на себя призывают проклятия, если забудут о нем. Что значит **забвена буди десница моя**? «Пусть, - говорит, - крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий, **аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего**». Что значит **аще не предложу Иерусалима**? «Не только, — говорит, — буду вспоминать о тебе при других делах, но и при пении, и в песнях». Слово **предложу** значит поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или, лучше, любовь и пламенное стремление к городу. Выслушаем это все мы и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся Горнего Иерусалима. Но они после лишения имели надежду возвращаться, а нам, когда мы лишимся, уже невозможно будет возвратиться. //«Червь их//, — говорит Господь, -// не умрет и огнь их не угаснет»// [[new:mk:09:46|(Мк. 9:46)]]. Поэтому нам нужно с особенной тщательностью наблюдать за самими собою и так устроять настоящую жизнь, чтобы не сделаться пленниками, чуждыми и отлученными от того отечественного города. **//Беседы на псалмы. На псалом 136.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 5-6 **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего** **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе**. Здесь он называет «**десницей**» духовное делание, [проявляющееся] в божественных и достохвальных [добродетелях], а «**языком, прилипнувшим к гортани»** – ведующее действие разума в нас, вследствие неведения прилипнувшее к глотке, то есть к страсти, вставшей комом в горле, а поэтому мешающей устремляться к неизреченным благам и вкусить благость Господню. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 5-6 **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего** **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе**. Сие говорить научает их Пророк, чтобы незабвенно памятовать им о священном граде, и ободряя себя надеждою возвращения, не обучаться злочестию пленивших. Посему говорят: и вдали находясь от тебя, Иерусалим, не предавал я забвению мысли о тебе; а если сделаю это, пусть потерплю тогда сказанное мною, и не улучу помощи свыше. Сию-то помощь Пророк называет //«десницею»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя** Если я, народ Иудейский, забуду, говорит, тебя, город Иерусалим, то да будет забыта, по словам //Златоуста//, сила моя и действие мое, т. е. я сам да буду увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука моя, чтобы более не чувствовать ее. Слова //Златословесного//: И из сего можешь видеть великую перемену: ибо те, которые слышали ежедневно, что потеряют град и не заботились о сем, ныне предают себя проклятию, если забудут оный, //Феодорита//: Пусть я, говорит, не получу помощи свыше, каковую называет десницею. А //некоторые// толковники говорят, что евреи, когда потеряли возлюбленный свой Иерусалим и были отведены в Вавилон, столько скорбели в сердце своем о нем, что для всегдашнего воспоминания о нем вырезали его на камнях перстней своих и при всяком воззрении на перстень, находившийся на правой руке их, имели случай воспоминать о вожделенном своем отечестве. Посему и изрек сии слова в виде проклятия: если забуду тебя, Иepycaлим, то да будет забвена десная моя рука... Почему и //Златоуст//: Да слышим сие и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли вышний Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся оного вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, говорит писаниe. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из вышнего града. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя** Петь радостные песни показывало бы их равнодушие (**забвена буди**) к своей земле и к единственному месту своего богослужения, было бы преступлением; поэтому пленники просили Бога строго наказать их, если они позволят себе это и покажут свое равнодушие к Иерусалиму. **Забвена буди десница**, пусть усохнет правая рука моя, которою я в Иерусалиме на удивление многих ударял по струнам; или – «пусть забудут, что я когда-то был искусным музыкантом»; или – «пусть забудет меня моя десница». **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Иоанн Соловьев ===== Ст. 5-6 **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего** Пленные иудеи желают, чтобы забыла их десница их, чтобы их правая рука, которою они добывают хлеб свой насущный, перестала действовать, расслабла, отсохла. Они желают, чтобы язык их прильпнул к гортани – онемел, отказался служить им, если они, увлекаясь ли то соблазном или теснимые внешнею силою, не устоят в своем отказе и языком своими станут петь сионские песни для язычников – для их удовольствия, для удовлетворения их каких бы то ни было, только не религиозных желаний. Заклиная себя, они, как бы к Богу обращаются с мольбой, чтобы Он Сам, так сказать, помимо их воли сделал для них невозможным это пение. Так заклиная себя, пленные иудеи выражают тем свою крепкую, как смерть, не только веру в Бога, а и любовь к Нему и надежду на Него. Он, и не только Он, а и Иерусалим – город Его, даже разрушенный, для них дороже самой жизни. **//На реках вавилонских.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-6 **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего** //"Забудь меня десница"// - перестань действовать, т. е. высохни. - "Прилипни язык" - тоже высохни. //"Поставить Иерусалим во главе веселья"// - радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя** См. Толкование на [[old:ps:136:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 136:4]] [<10>]