[<10>] ====== Толкования на Пс. 136:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам** **Дщи Вавилоня, окаянная.** Это — пророческое слово, и оно изображает падение Вавилона. **Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое**, то есть, блажен кто и тебя сделает пленником. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам** Другой: //опустошенная// (προνενομευμένη). Третий: //которая будет расхищена// (διαρπασθησομένη). Здесь он показывает силу Божию не в избавлении от бедствий, но и в ниспослании бедствий на самих победителей, предсказывает несчастья, которые постигнут Вавилон, и по причине имеющих постигнуть его бедствий называет его несчастным. Этим он также научает иудеев, внушая, что сила Божия распростерта по всей земле. **Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам**. Другой: //которое прежде ты сделала нам// (προεποιησας). **//Беседы на псалмы. На псалом 136.//** ===== Прп. Авва Дорофей ===== Ст. 8-9 **Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** Проследим сказанное по порядку. Вавилоном называет он смешение или смущение, ибо так изъясняют сие (слово), производя оное от слова //вавель//; тоже значит и Сихем. Дщерию же Вавилона называет вражду; ибо душа сперва возмущается, а потом рождает грех. Окаянною он ее называет потому, что, как я прежде сказал вам, злоба не имеет ни какой существенности, ни состава, но получает бытие от нашего нерадения и опять истребляется и уничтожается нашим тщанием (о добродетели). Потом Святый Давид говорит как бы к ней: **блажен, иже воздаст тебе, воздаяние твое, еже воздала еси нам**. Посмотрим же, что мы дали, что восприняли, и что хотим воздать? Мы дали волю нашу и восприняли грех: изречение же это называет блаженными воздавших ей, а **воздавать** здесь значит: более не творить греха. Потом прибавляет: **блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень**; блажен, кто с самого начала вовсе не принимает порождаемого тобою, т.е. лукавых помышлений, и не дает им места возрастать в себе и приводить зло в действие; но вскоре, пока они еще малы, и прежде чем они укрепятся и восстанут на него, возьмет и сокрушит их о камень, //Иже есть Христос// [[new:1kor:10:04|(1Кор. 10:4)]], и истребит их, прибегнув ко Христу. //(из поучения 11-го. О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде, нежели они обратятся в злой навык луши)// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам** **«Дщи вавилоня окаянная».** Так суд Иудеев предоставив Богу, Пророк и Вавилону предсказывает будущую погибель. Называет же его «окаянным», потому что будет бедствовать. //Акила// вместо //«окаянная»// сказал: //разграбленная.// **«Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам».** Что это значит? ===== Евфимий Зигабен ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам** **Дщи вавилоня, окаянная** Как есть обыкновение у евреев называть человека сыном человека; так и дщерью Вавилона называют тот же Вавилон. Дщерь, говорит, Вавилона, неправедная! Вавилон несчастный, по причине имеющих, как говорит //Златоуст//, постигнуть тебя бедствий! А такими словами Давид пророчествует об истреблении, которому имел подвергнуться от царя Кира. Дщерью Вавилона называется столица Вавилона по сравнению со всею страною вавилонскою, которая представляется в виде матери, а город ее в виде дщери, как мы сказали и в [[old:ps:044:13#evfimij_zigaben|44]]-м псалме, изъясняя слова: дщерь Тира с дарами, и в [[old:ps:072:28#evfimij_zigaben|72]]-м псалме при изъяснении слов: во вратах дщери Сионовой. **Блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала ecи нам** Сии слова произносит весь еврейский народ, сильно желая истребления города врагов его. А воздаянием, которое (по выражению) ты воздала нам, называют причинение зла т. е. опустошение и притеснение, которое ты, Вавилон, причинил нам—евреям; где предлог: воз (αντι) излишен, как мы заметили и в [[old:ps:007:05#evfimij_zigaben|7]]-м псалме, изъясняя слова: если я воздал (злом) воздающим мне зло. //Феодорита//: Господь почитается блаженным, как наказавший их и освободивший их не за то, что он был питомец истинного благочестия, но что удостоил благочестивый народ свободы, и повелел построить божественный храм. Далее Бог принимает и малые плоды и вознаграждает великими воздаяниями. Так Он прославил вдовицу за две лепты. //Златоуста//: Это выражения страсти пленников! Ибо если хочешь знать расположенность Давида, то послушай, что он говорит: если я воздал (т. е. я не воздал) воздающим мне зло, и как он становится выше позволяемой законом соразмерности. А когда передает страсти других, то изображает ярость и печаль, что и теперь сделал, выставив сильное желание Иудеев. Но не таков новый завет; в нем повелевается нам поить и кормить врагов и молиться за творящих нам напасть. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам** Город Вавилон и народ халдейский должно также постигнуть мщение, страшное мщение и таким образом отдано будет возмездие за все, что претерпел Израиль в плену. **Дщи Вавилона** – город Вавилон. **Окаянная** – несчастная – приносящая нам погибель, несчастие. С евр. опустошенная, разгромленная; Вавилон называется здесь опустошенным не в том смысле, как бы опустошение его уже последовало от Дария Истаспа (тогда к чему же было бы желание псалмопевца!), но в живом предвидении того, что в будущем несомненно имело последовать. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Иоанн Соловьев ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам** См. Толкование на [[old:ps:136:07#prot_ioann_solovev|Пс. 136:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** У пророка Исаии ([[old:is:13:16|XIII:16-18]]) предсказана тяжелая судьба Вавилона именно теми чертами, которые указаны в этом псалме. Тяжесть этого приговора - непреложная воля Господа, которая непреложно же осуществится и найдет своего исполнителя. Последний называется писателем псалма блаженным, так как им осуществляется одно из предначертаний Божественных, а потому справедливых и благодетельных, хотя бы они казались в глазах человека жестокими и тяжкими. Весь псалом прекрасно передает то грустно-покаянное настроение, каким жили евреи в плену, их тоску по родине и мечту о своем национальном возрождении. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Дщи Вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** См. Толкование на [[old:ps:136:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 136:7]] [<10>]