[<10>] ====== Толкования на Пс. 136:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** Эти слова, исполненные великого гнева и угрожающие великим наказанием и мучением, суть слова страсти пленных, которые требуют великого наказания, некоторой изумительной и необыкновенной казни. Пророки многое говорят не от себя, но изображая и выставляя на вид страсти других. Если же хочешь знать собственную мысль пророка, то послушай, что он говорит: //Аще воздах воздающым ми зла// [[old:ps:007:05|(Пс. 7:5)]]. Он стоял выше даже той меры возмездия, которая была дозволена ему законом. А когда он изображает страсти других, то описывает гнев, негодование, как сделал и теперь, выставляя на вид страстное желание иудеев, которые простирали свой гнев даже на младенческий возраст. Но не так в Новом Завете — напротив, нам заповедано напоять и питать врагов и молиться за обижающих нас. Это мы делаем по установленному для нас закону. Какому? //Аще не избудет правда ваша//, — сказал Господь, —// паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие Небесное// [[new:mf:05:20|(Мф. 5:20)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 136.//** ===== Прп. Авва Дорофей ===== **Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** См. Толкование на [[old:ps:136:08?&#prp_avva_dorofej|Пс. 136:8]] ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** Мы должны быть чисты от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть согласия между смрадом и благовонием. Где бывают помыслы, там и сложение с ними. Итак должно отражать первое нападение греховных помыслов и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. помыслы злые, еще **младенцы**, должно **разбивать** и сокрушать их **о камень**, который есть Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми старался диавол искушать даже Самого Господа нашего в конце подвига Его в пустыне. //**Поучения.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Блажен, иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень** Опять восколеблется он, видя бездну помыслов и толпу младенцев вавилонских: но и это колебание рассеивает Христос, если основанием ума непрестанно в Нем утверждаемся и младенцев вавилонских отбрасываем, разбивая о камень сей [[old:ps:136:09|(Пс. 136:9)]], – исполняя, как говорится, желание свое на них (свое против них негодование). Ибо, как говорит Премудрый, – //«храняй заповедь не увесть глагола лукава»// [[old:ekl:08:05|(Еккл. 8:5)]]. И Господь говорит: //«без Мене не можете творити ничесоже»// [[new:in:15:05|(Ин. 15:5)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Блажен, иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень** См. Толкование на [[old:ish:12:29#prp_nikodim_svjatogorec|Исх. 12:29]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** Поелику Вавилоняне жестоко поступали с младенцами иудейскими; то Пророк предрекает им равное наказание. Посему ублажается Кир, наказавший Вавилонян и освободивший Иудеев; ублажается, не потому, что был питомцем истиннаго благочестия, но потому что дал свободу народу благочестивому, и приказал построить Божий храм. Бог приемлет малые плоды, и вознаграждает великими воздаяниями. Так прославил и две лепты вдовицы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Блажен, иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень** Иудеи распространяют гнев свой и на незрелый возраст отроков и ублажают того, кто сокрушил малых детей и отроков вавилонских жестоко и бесчеловечно. Но повеления евангельские и нравы у нас христиан, как учеников кроткого и человеколюбивого Иисуса Христа, не таковы—не жестоки и не бесчеловечны. Совсем не таковы, ибо Владыка наш—Христос повелел любить даже врагов наших и хранить их. Но надлежит понимать и в высшем значении то, что в сем псалме может быть легко принято в оном. Итак, под сынами Едома мы должны разуметь бесов, которые повелевают друг другу истощать богатства души нашей до основания. Ибо под Иерусалимом мы должны представлять душу. А несчастный Вавилон есть нечестиe и грех, который опустошил и покорил себе благочестие и добродетель. Кто же истребил сие нечестие и грех, тот блажен. Младенцы сего нечестия суть новорожденные страстные помыслы, как младенческие и безмысленные. Кто сии помыслы побеждает и сокрушает о камень веры (каковой камень, по словам Павла, есть Христос) и таким образом их истребляет, тот блажен. Слова //Феодорита//: Как и они (вавилоняне) поступили жестоко с младенцами их (Иудеев), то пророк предсказывает им равное наказание. //Василия//: В псалме сем ублажается не тот, кто как-нибудь убивает вавилонских детей, но во-первых хочет, чтоб истребляемы были недавно рожденные младенцы, которым не позволено придти в возраст, дабы не произвели весьма много зла; во-вторых, чтобы были уничтожаемы не каким бы то ни было способом, но были разбиваемы о камень. Ибо называет того счастливым, кто владеет своею мудростью, произведением чад смешанного ума, называемого вавилонским; и переможет их, а потом повелевает разбивать их о камень, каковой (камень) есть Христос. И кто поражает негодные учения словом истины, тот разбивает вавилонских младенцев о камень. Итак, если чада вавилонян суть учения неправославных, как приводящие в смешение душу принимающего оные добровольно, то прилично желает, чтобы вавилонскиe младенцы (которые исключительно называются в Писании и семенем халдейским), были взяты и разбиты о камень. //Кирилла//: Вавилонскою дщерью может быть назван и грех, если истинно Вавилон, как изъясняют, есть смешение, а делом—преступление ума, не спокойного и утвержденного, но, лучше сказать, пришедшего в смешение, слияние и как бы упоенного многократным поползновением ко злу. Ибо душа прежде приходит в замешательство, и тогда уже совершает грех делом. Слова святого //Дорофея//: Грех называется несчастным, как не существенный и не имеющий подлинного бытия и только получающий существование от нашего поведения, и опять чрез добродетель обращающийся в ничто. Сему мы предали свою волю и в воздаяние получили грех, который и должен быть возвращен ему, т. е. не должен быть далее производим. Младенцами вавилонскими, о камень ударяемыми и сокрушаемыми, непогрешительно можешь назвать семена зла и начала производящих замешательства грехов и страстные новопоявляющиеся помыслы, которые должно истреблять спасительным словом (ибо камень есть Христос), чтобы не возрастали и не приходили в действие, но были уничтожаемы доколе не сделались совершенными. Итак, должно выходить как бы из северной земли— из хладного и мертвого расположения ума в Сион, т. е. в истину, чтобы иметь понятие о Церкви Христовой, в которой пребывая увидим, что угодно Богу и не дадим ни начала, ни места злу в нас, где бы оно могло возрасти и прийти в действие; но будем блаженны, господствуя над младенческими и безумными помыслами, разбивая и таким образом погубляя их о камень веры (у //Никиты//). ===== Евагрий Понтийский ===== **Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** Уничтожающий злые помыслы в сердце своем подобен разбивающему **младенцы своя о камень**. //**Зерцало иноков и инокинь.**// ===== Прот. Иоанн Соловьев ===== **блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** См. Толкование на [[old:ps:136:07#prot_ioann_solovev|Пс. 136:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** См. Толкование на [[old:ps:136:08#lopuxin_ap|Пс. 136:8]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень** См. Толкование на [[old:ps:136:07#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 136:7]] [<10>]