[<10>] ====== Толкования на Пс. 137:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих** Посмотри на признательность его. Он не довольствуется тем, что сам благодарит, но и всех властителей призывает к участию в благодарности, и даже венценосцев. Хотя и велика, говорит, их власть и сила, но все они должны благодарить Тебя и за то, что сделано для дру­гих. Выражая это, он и присовокупляет: **«услышали все слова уст Твоих»**. Если они будут благодарить, то получат отсюда великое приобретение и пользу. Дары Твои так открыты для всех, что, кто хочет, может участвовать в них и пользо­ваться ими. И царство не может доставить людям столько пользы, сколько слышание слов Твоих. Это для них – безо­пасность, это – сила, это – украшение, это – великолепие, это – царство, это – блеск и могущество власти. **//Беседы на псалмы. На псалом 137.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих** По-настоящему, человек каждый день должен был бы поклоняться во храме Божием и исповедовать милость и истину Божию к себе; не изъят от этого долга и царь. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Да исповедятся Тебе Господи вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих** И тогда узнав о великой оной победе, всюду дивились могуществу Бога всяческих; преимущественно же по вочеловечении Бога и Спасителя нашего и цари и князи песнословят Творца всех. При той победе не слышали //«глаголов»//, но видели только необычайное дело; а теперь и //«глаголы»// услышали, и наслаждаются евангельским проповеданием. ===== Евфимий Зигабен ===== **Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих** Все, продолжает, цари земли, т. е. благочестивые и уверовавшиe, будут благодарить Тебя, Господи; за что? За то, отвечает, что услышали слова уст Твоих, т. е. слова закона, пророков, евангельские и апостольские. Ибо и сами цари обязаны благодарить не столько за другие Его благодеяния, сколько за то, что услышали и узнали слова Твоих писаний, так как из сих слов Твоих происходит благочестие и добродетельная жизнь, а это истинное и великое благодеяние для души. //Феодорита//; И тогда все, узнав о величайшей оной победе (т. е. над соседственными народами) удивлялись силе Бога всяческих. Но преимущественно по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, и цари и начальствующие прославляют Творца всех. И в отношении к первой победе не слышали слов, но видели славное дело: а ныне и слова слышат и пользуются евангельскими речами. //Златословесного//: Ибо и царство не может доставить им такой пользы, какую доставляет слышание слов Твоих: это безопасность их, это сила, это благолепие, это украшение и крепость начальства. А у //Златоуста// и //Феодорита// пишется так: Да воспоют в путях Господних, т. е. в законах, в повелениях Господних. У //Аполлинария// же в героических стихах пишется в песнях так: Богодухновенными песнями воспоют Богу. Также в некоем замечании написано: Написал песни Богу, которыми повелевает петь всем из язычников. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих** Пусть языческие цари (**цари земстии**) наглядно убедятся, что Бог со смиренным Давидом и подает ему часто обещанную (**глаголы уст**) помощь; пусть они чрез это придут к признанию Бога Израилева и прославят за великия и чудные действия (//в путех Господнех//) высокого Бога, видящего приниженного (каким был Давид), но знающего высящееся и за это наказывающего оное, как Он сделал с гордыми соседними царями. **Глаголы уст** – обетования, уже здесь исполненные; прежде цари слышали, что Давид имеет обещание божественной помощи, и потому так мужествен; теперь они видели их исполнившимися. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст твоих: и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня** //Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным и все цари будут поклоняться Тебе// Великое обетование, данное Богом Давиду, сделается достоянием всего мира. Все цари узнают его и поймут, что с исполнением его наступят новые пути жизни, которые обновят всех людей и весь мир, и эти пути они будут восхвалять. Здесь краткое указание того, что более подробно раскрыто у пророка Исаии (см. [[old:is:02:01|2 гл. 1-4 ст.]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–6 **Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих: и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня: яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** Как в начале псалма пророк выражает желание принести Богу жертвы хвалы и благодарения, за оказанные ему милости (**исповемся Тебе, Господи**), за то, что услышал его прошения и исполнил их (**яко услышал еси глаголы уст моих**); так и здесь (ст. 4) – призывает всех царей земли (известного ему круга земли), чтобы они, подобно ему, прославили Бога за то, что они услышали и узнали слова Божественных откровений, то есть слова пророков и апостолов, а также исторические сказания о судьбах царств и народов земных. «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих» (пер. с евр.). А у блж. Феодорита об этом сказано так: «Да исповедятся Тебе, или да прославят Тебя, Господи, все цари земли, потому что они слышали, знают все Твои определения о народах, возвещенные им во всеуслышание чрез св. пророков, слышали о делах Твоих, явленных в наказании царей и царств и в избавлении народа Твоего, Израиля; особенно же слышали Твои евангельские глаголы чрез св. апостолов все концы земли». Следующие слова (по переводу с еврейского) читаются так: «и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня». «Путями, – говорит блж. Феодорит, пророк называет домостроительство Божие, то есть пусть повествуют, прославляют, возвещают славные дела Твои». А св. Афанасий, вместо: – «в путях», читал: – «в песнях», то есть «да воспоют в тех песнях Господних, которые пророк начертал, и которые повелевает воспевать всем верующим из язычников» [3, с. 408]. **Велика слава Господня**, т.е., по словам св. Иоанна Златоуста, «она явна для всех, потому что и небо, и земля исполнены славы Его, Поелику все вообще: и ангелы, и человеки, – прославляют Его. Если (читать): «в путях Господних», то значение сих слов таково: пусть читают в законах Твоих; а если – «в песнях твоих», то такое: да поют, говорит, да проповедуют о великих делах Твоих, ибо это значит: да воспоют» [7, с. 1077]. Итак, да воспоют величие и славу Господню все цари земли! А следующие слова ст. [[old:ps:137:start|6]]: **яко высок Господь** – очень сходны с выражениями [[old:ps:112:06|6-7]] стихов псалма 112: «//на высоких живый, и на смиренныя призираяй//». Господь Бог, несмотря на неизмеримое величие и на непостижимую высоту Свою, невзирая на высочайшую премудрость, силу и власть Свою, близок, однако, к смиренномудрствующим людям настолько, что благоволит к ним и «//на смиренныя призирает//», снисходит к ним и приближается, «//яко весть Господь путь праведных//» [[old:ps:001:06|(Пс. 1:6)]], и наоборот, **высокая **Он** издалеча весть**, т.е. людей превозносящихся и высоко думающих о себе, как земных и преданных суете, Он не терпит и как бы не видит, признавая их недостойными Его благоволения и милости, и прямо говорит о них: «//Не вем вас//» [[new:mf:25:12|(Мф. 25:12)]]. По мнению св. Иоанна Златоуста, здесь выражено слово о предведении, т.е. что Бог издалека и прежде существования чего-либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: «//Знающий все прежде бытия всего//» [[old:dan:13:42|(Дан. 13:42)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]