[<10>] ====== Толкования на Пс. 137:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** **Яко высок Господь, и смиренные призирает.** Не дивись, говорит, если исполнится это над людьми; потому что дела человеческие нечужды промышления Божия. **И высокая издалеча весть.** Ибо, по слову божественного Апостола, Бог от сложения мира определил призвание язычников и возведение их на высоту. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** Высок по естеству, высок по существу. Но здесь еще говорится применительно к служению иудейскому и не в стро­гом смысле; а далее он поясняет это и смиренному слуша­телю внушает глубокую мысль. Что же значит: **«превознесенное издали знает»**? Здесь говорится о предведении, которое особенно свойственно силе Божией. Потому и у пророков Бог часто этим опровергает заблуждение идолослужителей. Другой пере­водчик (Акила) говорит: //«и вознесенное издалеча распознает»// (επηρμένον… διαγινώσκει). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«и возвышенное»// (μετεώρον). Так как он сказал: **«высок Господь и на смиренное взирает**, то прибавляет:** и превознесенное издали знает»**, дабы показать, что Бог не просто знает высокое, но и на большом расстоянии, т.е. прежде, нежели оно сбылось, прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле. **//Беседы на псалмы. На псалом 137.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** **«Яко высок Господь и смиренныя призирает».** Сие Пророк и в другом псалме сказал: //«на высоких живый и на смиренныя призираяй»// ([[old:ps:112:05|Пс.112:5–6]]). Сказует же, что Господь высок по естеству и не изречен, но не оставляет без попечения малых тварей, и их удостоивает Своего промышления. **«И высокая издалеча весть;»** потому что все знает прежде, нежели придет в бытие, и издалеча видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственныя пособия. ===== Евфимий Зигабен ===== **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** **Яко высок Господь, и смиренные призирает.** Сии слова имеют сходство с следующими: на высоких живущий и на смиренные (творения) призирающий (что написано в [[old:ps:112:05|112]] псалме). Или: Бог хотя по природе высок, но призирает, или смотрит и на смиренное; поколику Он промышляет и о земле, простирая свое попечение даже и на самые малые и ничтожные творения. Или: призирает, т. е. хранит смиренномыслящих. **И высокая издалеча весть.** Смиренных, говорит, т. е. земных и суетных действий, как недостойных высоты Божией, и вблизи Бог не терпит и не видит; как и Сам говорит: не знаю вас [[new:mf:25:12|(Матф. 25, 12)]]. А высокие действия, т. е. небесные, как достойные взора Божия, Бог и издалека знает, как сказано: знает Господь путь праведных [[old:ps:001:06|(Псал. 1, 6)]]. Знание же Божие и издалека означает то, что Он весьма доволен. Или здесь слово, по //Златоусту//, о предведении, т. е. что Бог издалека и прежде существования чего либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: знающий все прежде бытия всего [[old:dan:13:42|(Дан. 13, 42)]]. //Другой// говорит: Или быть может так: и если кто в людях и высокосердечен, то и таковой не утаится от Него (Бога); почему и у //Акилы// сказано: И высокого издалека знает. //Феодорита//: Знает все прежде бытия и, видя из далека сильных, каждому дает соответственные врачевства. //Другиe же// полагают, что Бог призирает на смиренных, т. е. промышляет и всеми способами печется и помогает, будучи доволен смирением их, а высокоумных и гордых знает только издалека, не помогая им и не заступаясь за них, потому что ненавидит гордость их. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** **Издалеча** – из беспредельной высоты Своей призирает на смиренных и с гневом взирает на гордых. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-8 **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя. Господь воздаст за мя: Господи, милость твоя во век: дел руку твоею не презри** //Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих// Господь всегда покровительствует слабому и защищает его. Как бы ни велики были опасности он сохранит и Своей силой защитит его. Высказанная здесь вера праведника в постоянство помощи и защиты от Господа могла служить утешением для благочестивого еврея в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии и быть постоянной молитвой в его устах, чем и можно объяснить прибавку в надписании псалма к имени Давида имени означенных пророков. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть** См. Толкование на [[old:ps:137:04#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 137:4]] [<10>]