[<10>] ====== Толкования на Пс. 137:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя** **Аще пойду посреде скорби, живиши мя.** Это подобно сказанному: //в мире скорбни будете: но дерзайте, яко Аз победих мир// ([[new:in:16:33|Ин. 16,33]]). **На гнев враг моих простерл еси руку Твою.** Ибо на них вознесена десница Отчая, т. е. Сын, которая и спасла нас. **//Толкование на Псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя** Не сказал: отгонишь скорбь; но: среди самих скорбей оживишь меня, т.е. можешь спасти среди самих опасностей. Это и удивительно и необыкновенно, чтобы в то самое время, когда окружают бедствия и враги, поставить в безопасности человека, окруженного ими. **«На гневных врагов моих Ты простер руку Твою»**. Другой (Симмах): //«против дыхания врагов моих прострешь»// (αναπνοης… εκτενεις). Видишь ли величайшую силу, простирающуюся на ту и другую стороны? И меня, гово­рит, находящегося среди бедствий, Ты можешь спасти, и их, беснующихся, неистовствующих и дышащих огнем, смирить и укротить. **«И спасла меня десница Твоя»**. Другой (Симмах): //«и спасет меня дес­ница твоя»// (σώσει), т.е. сила Твоя, крепость Твоя. Подлинно у Бога есть все пути и все средства, и из отчаянного положения Он может привесть ко спасению. **//Беседы на псалмы. На псалом 137.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя** **«Аще пойду посреде скорби, живиши мя».** Это – голос искренней веры. Уверен я, говорит Пророк, что, если и отвсюду окружен буду бедствиями, то преодолею все затруднения, и при помощи Твоей приобрету жизнь. **«На гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя».** Ибо прогневавшись на неприязненных мне, предал Ты их казни, а меня сподобил спасения. И из сего явствует, что //«рукою»// Пророк называет действенность, а //«десницею»// – благую действенность; потому что, говоря о наказании врагов, употребил слово: //«рука»//, а говоря о благодеянии, ему самому оказанном, употребил слово: //«десница»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще пойду посреди, скорби, живиши мя, на гнев враг моих простерл ecи руку Твою, и спасе мя десница Твоя** Когда я, продолжает, подвергнусь скорбям и искушениям, тогда Ты спасешь меня; и когда буду находиться в опасности смерти, тогда Ты оживотворишь меня. Сверх того Ты распростер и руку Твою, т. е. силу Твою или действие наказания на свирепство и неистовство, какое показали против меня враги мои и уничтожил оное, и таким образом избавила меня (от них) десная рука Твоя, т. е. благодетельное Твое действие и вспомоществование. Слова //Феодорита//: Из сего видно, что рукою называет действие наказания, а десною рукою—действие благотворения; ибо с наказанием врагов соединил руку, а с благотворением Ему—десную руку; почему и в других местах написано: Ты простер руку твою, как читал //Феодорит//, //Евфимий// и //Никита// в Своде. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя** Так как Господь доселе так славно помогал Давиду, которому (со стороны языческих соседей) угрожает еще так много опасностей, то он выражает уверенность, что Господь и впредь поможет ему; Господь подле него с простертыми руками на врагов, отмстит им и не оставит его Своею милостью. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя** См. Толкование на [[old:ps:137:06#lopuxin_ap|Пс. 137:6]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–8 **Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку Твою, и спасе мя десница Твоя. Господь воздаст за мя: Господи, милость Твоя во век: дел руку Твоею не презри** Можно сказать, что во всю жизнь свою пророк терпел многоразличные скорби, в особенности гонения со стороны разных врагов, о которых он и говорит здесь, с твердою надеждою и полною уверенностию, что Господь Бог не оставит его Своею милостию, при всякого рода скорбях и напастях со стороны врагов. «Если я пойду посреди напастей, – говорит, он, – Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя» (по переводу с еврейского). Выражение:** живиши мя**, – показывает уверенность пророка в том, что Господь, при всякой напасти со стороны врагов, сохранит его целым и невредимым. Он как бы так говорит: враги мои могут уязвить и убить меня, но я не отчаиваюсь в Твоей, Господи, всесильной помощи: **Ты прострешь руку Твою, и десница Твоя спасет меня**. И мало того, как бы так говорит пророк дальше, что спасет меня десница Божия, я надеюсь и уверен, что **Господь воздаст за меня** и отмстит врагам моим. Господь Бог всех нас любит и милует, и от нас требует, чтобы все жили, всячески избегая мщения. Посему я никогда не был мстительным по отношению к врагам, зная, что отмщение есть дело Божие, как это ясно выражено у апостола [[new:rim:12:19|(Рим. 12:19)]]. При этом, продолжает пророк, я никогда не забываю о том, что **милость** Божия пребывает** во век**, и зная, что все люди созданы Богом, Творцом всего видимого и невидимого, что они творения Божии, дела рук Его, всегда молюсь: **Господи, дел руку Твоею не презри**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]