[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:1 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии** //Содержание//: Псалом сей, хотя относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы, а с ними и сам пророк, были еще в плену; но изображает Божию и о нас попечительность, и описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши. Псалмопевец удивляется глубине домостроительства, явственно указует на призвание язычников и на сопротивление Спасителю Христу, оказанное народом израильским. А по причине всего этого псалом и надписан: **в конец Давиду.** Замечали же мы неоднократно, что так надписываемые псалмы относятся ко времени пришествия Господня. **Господи, искусил мя еси, и познал мя еси.** В полном уповании, что имеет твердую веру во Христа, и что не принимал никакого участия в беззаконии нечестивого народа, призывает в свидетели самого Зиждителя сердец. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое** Что говоришь ты? После испытания Бог знает, а прежде испытания не знает? Отнюдь нет; как это может быть, когда Он знает все прежде бытия? Выражение: **«испытал меня»** значит: совершенно знаешь меня. Как апостол, когда говорит, что Бог испытает //«сердца»// [[new:rim:08:27|(Рим.8:27)]], означает не неведение, а со­вершенное знание, так точно и Псалмопевец словами: **«испытал меня»** означает яснейшее знание, т.е.: Ты совершенно знаешь меня. **«Ты узнал, когда я сажусь и встаю»**. Сидением и восстанием означает он всю жизнь, потому что в этом про­ходит наша жизнь, – в делах, движениях, входах, выхо­дах. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **В конец псалом Давиду** В иных списках прибавлено:// «Захариин в разсеянии»//; сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у Седмидесяти, ни у других переводчиков; сделал же прибавление сие к надписанию кто нибудь, выразумев псалом по своему усмотрению. А в псалме содержится предречение о царе Иосии. Он, произшедши от злочестиваго отца, быв внуком такого же деда, возгнушался их нечестием, упражнялся во всякой добродетели и воспламенившись Божественною ревностию, истребил всех идольских жрецов, а возлюбивших благочестие удостоивал всякаго попечения. Сие и предсказывает псалом. Пророческое же слово представляет, что сей Иосия молится и изумлен предведением о нем. **Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое** **«Господи искусил мя еси, и познал мя еси».** К испытанию добродетели служат не только нищета и безотрадность, но и царская власть и благоуспешность. Как испытываемся в горестях, в состоянии ли мы мужественно переносить встречающияся скорби: так обнаруживаем себя и в благоденствии, и показываем, или что превозносимся благополучием, или что знаем свойства сих благ. Посему, блаженный Иосия после того как было вручено ему царство, и благочестиво правил оным, справедливо сказал: //«Господи искусил мя еси, и познал мя еси».// **«Ты познал еси седание мое и востание мое».** Все дознал Ты в точности, что делал я сидя, чтó совершал востав. Словами же: //«седание»// и //«востание»// изобразил свою жизнь. И это – выражения чистой души и здравой совести. Поелику сказал: //«искусил мя еси, и познал мя еси»//: то, чтобы не подумали иные, будто бы Бог дознает сделанное по конце дела, Пророк очень кстати присовокупил: ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое** **Господи, искусил мя ecи, и познал мя ecи** Господи, так начинает, Ты испытал меня опытом и посредством искушения, не потому чтобы Ты не знал меня прежде испытания сего; ибо как мог не знать меня Ты, который знаешь все прежде бытия всего: ведущий, по выражении Сусанны, все прежде бытия всего [[old:dan:13:42|(Дан. 13, 42)]]? Но Ты испытал меня искушениями для того, чтобы я сделался известным и испытанным и для тех, которые не знали меня, и таким образом был для них примером мужества и терпения. Ты же, Господи, в точности знал меня, каков я. Или говорит, что Ты испытал и узнал меня в том значении, что Ты хорошо знаешь меня; почему и Апостол, сказывая, что Бог испытывает сердца [[new:rim:08:27|(Рим. 8. 27)]], не то показывает сим, что Бог прежде испытания не знает сердец, нет не то, но сим испытанием дает понятие о чистом, ясном и точном знании Божием. //Златословесного//: Что ты говоришь: Бог узнал по испытании? а до испытания не знал? нет, вовсе не так, но выражение: Ты испытал, означает самое ясное знание, т. е. Ты в точности знаешь меня. //Великого Василия//: Искушения бывают двух родов: или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, открывая чистоту их посредством терпения, или часто и само благоденствие в жизни для многих бывает вместо искушения. Ибо равно трудно и сохранить душу свою без унижения в затруднительных обстоятельствах и не вознестись в блистательной жизни до чрезмерности. //Феодорита//: Испытание для добродетелей есть не только бедность и печаль, но и царство и благоденствие, и как в печальных обстоятельствах мы испытываемся, можем ли мужественно переносить случившееся, так и благоденствием испытываемся и оказываемся или надменными благополучием, или знающими, какого свойства оно. **Ты познал ecи седание мое и вocmaниe мое** Ты, продолжает, Господи, познал меня и когда я сажусь, и когда встаю, т. е. знал всю мою жизнь, которая, по словам //Феодорита//, заключается в сих двух состояниях, в тишине и движении, в занятиях и бездействии, в покое и действии. //Евсевия//: Кто помнит слово, в котором говорится: и будешь поучаться в Божиих словах, сидя в дому и идя путем, лежа и вставая, и поступает достойно знания Божия и во время сидения и во время встания, тот может сказать сии слова: Ты познал седание мое и востание мое. А в высшем значении сидение есть такое мужество разумной души, по которому она бывает не подвижна на зло; востание ее есть перехождение от чувственных предметов к умственным, так как сие сидение имеющих прекрасную твердость и сие востание прекрасно востающих к действиям, т. е. и покой и усердное действие становятся известными Богу, //Феодорита//: Это слова чистой души и здравой совести. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое** Этот довольно трудный для изъяснения псалом, по надписанию, принадлежит Давиду. Происхождение его (по LXX и Вульгате) можно предполагать следующее: при вступлении своем на престол, Давид особенно заботился о том, чтобы уничтожить идолопоклонство и другие господствовавшие пороки, вкоренившиеся в Израиле в период Судей, привязать народ к служению единому Богу и возбудить его ревность к закону. Большинство сочувствовало его планам; добро и добрые люди стали господствовать в Израиле, чему Давид сердечно радовался. Но оставалось много и нечестивцев, которые косо смотрели на религиозное возбуждение и надеялись, что скоро снова возьмут перевес. Давид и заявляет в этом псалме пред Господом, что он не виновен в том, что есть еще нечестивые во Израиле, что он не обращается с ними, сердечно ненавидит их, как врагов Божиих и ничего так сильно не желает, как чтобы Бог вступился в это дело, так как его меры против нечестивцев не достигают своих целей. Сначала псалмопевец изображает Того, пред Кем он хочет засвидетельствовать свою невинность, – это Всеведущий, вполне точно знающий внешние обстоятельства жизни (**седание и востание**) псалмопевца, а также и все его мысли и его нравственное состояние. **Седание и востание** – то, что я чувствую, думаю, говорю и т. д. во время отдыха (сидения) и во время занятия (**востания**), чтобы приступить к работе. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== По надписаниям еврейской, греческой и латинской Библий псалом принадлежит Давиду. Точных указаний на время и повод его написания в содержании псалма нет. Потому, что содержание псалма проникнуто чувством благоговения пред всеведением Господа и выражает горячую веру и преданность Давида Господу, можно допустить, что он написан около времени перенесения Кивота Завета в Иерусалим, когда это религиозное торжество наполнило его высоким благоговейным чувством и укрепляло в преданности Господу. Добавление у 70-ти к имени Давида имени Захарии указывает на время последнего пророка как такое, когда этот псалом находил особенно сильное употребление среди еврейского народа. Ст. 1-2 **Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча** //Господи, Ты знаешь все мои помышления, слова и поступки, и Твое возведение вызывает во мне благоговение// //"Испытал"// в смысле - исследовал, изучил, а потому знаешь все, что я могу подумать, сказать или сделать. - //"Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю"//, т. е. факты моей обыденной, повседневной жизни. - //"Разумеешь помышления мои издали"// - наперед, еще прежде чем мысли сформировались и уяснились мне самому, Ты знаешь их. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии** Псалом сей, представляющий собою хвалебно-благодарственную песнь благочестивого раба Иеговы своему Господу как всеведущему, вездесущему и премудрому Богу, защитнику и покровителю народа Своего, Израиля, всегда и всеми признавался принадлежащим Давиду, как составителю его, что видно и из сего, общего со многими другими псалмами, надписания: **В конец Давиду**. Что же касается прибавления к сему надписанию: **псалом Захариин, в разсеянии**, то можно допустить, как частное мнение, что прибавление это сделано LXX толковниками, для показания того, что псалом сей пет был во времена Захарии, по желанию и распоряжению сего пророка, в то время, когда еще многие иудеи находились в рассеянии между различными народами. Блж. Феодорит, не соглашаясь с таким мнением, говорит, что «указанного прибавления к надписанию нет ни в еврейских списках, ни у семидесяти, ни у других толковников, но кто-то своевольно, по своему разумению псалма сего, прибавил сию надпись». Но он же (блж. Феодорит) допускает мнение других, что этот «псалом относится к лицу Захарии, когда сыны Израилевы находились еще в плену, и сам пророк Захария с ними. Он же означает и призывание народов, и пререкание Христу Спасителю со стороны израильского народа, почему в конце и написано указание на время пришествия Его» [7, с 1079]. Ст. 1–3 **Господи, искусил мя еси и познал мя еси: Ты познал еси седание мое и восстание мое. Ты разумел еси помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** Имея намерение восхвалить и достодолжно выразить в сем псалме всеведение и вездеприсутствие Божие, псалмопевец-пророк начинает говорить о себе лично, о своей полнейшей зависимости от Бога, в смысле своей известности Ему, как верховному Существу. Он как бы так говорит: от Тебя, Господи, ничто не сокрыто, всевидящим взором Своим Ты проникаешь в самые глубокие изгибы сердца человеческого, Ты знаешь меня настолько, как бы я подлежал Твоему всегдашнему испытанию (**искусил мя еси**), хотя и без всякого испытания Тебе все известно. Хожу ли я, или сижу, или встаю (**седание мое и востание мое**), – все это Тебе известно, и известно даже «//прежде бытия всего//» [[old:dan:13:42|(Дан. 13:42)]]. На слова: **искусил мя еси**, – св. Иоанн Златоуст делает такое замечание: «что ты говоришь: – Бог узнал по испытании? а до испытания разве не знал? нет, вовсе не так! но выражение: «Ты испытал», означает самое ясное знание, т.е. Ты в точности знаешь меня» [7, с. 1079]. Далее пророк говорит, что Господу Богу известно все: когда я сажусь, чтобы отдохнуть, и когда я встаю, чтобы начать ту или другую работу, словом – Господь знает всю мою жизнь во всех ее подробностях, и не только эти внешние движения или проявления деятельности Ему известны, но Он знает, говорит пророк, и **помышления моя издалеча**, т.е. задолго прежде, чем возникли в моей душе те или другие мысли и чувства, те или иные желания и стремления души моей. Так толкуют это и св. отцы Церкви. «**Сидением и востанием,** – говорит св. Иоанн Златоуст, – означает он всю жизнь, потому что в этом проходит наша жизнь: в делах, движениях, входах, выходах. Бог знает и помышления, не только появляющиеся в уме, но еще прежде, нежели они появились, и не просто прежде, нежели появились, но задолго прежде». Никто, не только из людей, но из самых высших ангелов, такого всеведения не имеет. Свойство ясно видеть и знать отдаленное и сокровеннейшее будущее принадлежит одному только уму Божественному. В объяснение сего блж. Феодорит выражается так: «Издавна и изначала, за много родов до моего создания, Ты не только деяния мои предвидел, но предусмотрел и будущие мои помыслы» [6, с. 650]. По переводу с еврейского, изречения [[old:ps:138:03|3]]-го стиха читаются так «Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». Это значит, что Господь, вездесущий и всюду окружающий меня, знает все подробности моих движений, всякое мое состояние и всякую мою деятельность не только с внешней, но и с внутренней ее стороны. Ему известны все мои мысли, чувствования, желания и стремления, дающие начало и направление всем моим действиям и поступкам. «Всегда и везде, – говорит святитель Тихон Воронежский, – где мы ни имеемся, пред Богом имеемся и обращаемся, и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, пред Ним все делаем, мыслим, начинаем и говорим. Ибо Бог на всяком месте присутствует и всякое дело наше видит, и всякое слово наше слышит. Сего ради, в доме ли имеемся? Пред Ним имеемся. Дело ли какое делаем? Пред Ним делаем. Речь ли какую говорим? Пред Ним говорим. Мыслим ли и начинаем что? Пред Ним мыслим и начинаем. С людьми ли имеемся и беседуем? Пред Ним беседуем. Едим ли или пием? Пред Ним едим и пием. Купуем ли или продаем? Пред Ним купуем и продаем. Любим ли что, или ненавидим? желаем ли чего, или отвращаемся? все тое пред Ним бывает. На ложе ли имееся и упокоеваемся? пред Ним почиваем. По пути ли идем? Он с нами есть и пред Ним идем. Словом: всегда и везде, где ни имеемся, Он с нами есть, и мы пред Ним обращаемся, и что ни делаем, мыслим и говорим, все Ему явно и откровенно» (см. [[old:ier:23:24|Иер.23:24]]; [[old:iov:34:21|Иов.34:21]]; [[old:prsir:23:27|Сир.23:27–29]]; [[new:evr:04:13|Евр.4:13]]). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]