[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** См. Толкование на [[old:ps:138:02#svt_afanasij_velikij|Пс. 138:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** Как сидением и восстанием пророк называет действия, согласно с общим обычаем, – ведь и мы часто говорим: такой-то знает, как са­дятся и как встают, выражая точное его знание, – так **«стезею»** и **«путем»** он называет здесь всю свою жизнь, почему и присовокупляет: **«и все пути мои Ты предвидел»**. И выражение: **«исследовал»**, означает не искание и исследование, а точное знание; и здесь, желая выразить то же, он прибавил: **«все пути мои Ты предвидел»**, т.е. все действия худые и добрые Ты знаешь прежде, нежели они совершились. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** **«Стезю мою и ýже мое Ты еси изследовал».** //Феодотион// перевел так: //стезю мою и путь мой Ты изследовал.// Пророк //«путем»// и //«стезею»// называет деяния, а //«ýжем»// прямоту их, взяв образ речи с строящих домы, которые по веревке выравнивают стены. В точности, говорит Пророк, познал Ты деяния мои, и ни что мое не укрылось от твоего ведения. ===== Евфимий Зигабен ===== **Стезю мою и уже **(меру)** мое Ты ecи исследовал, и вся пути моя провидел ecи** Ты, говорит, Господи, испытал все стези и меры жизни моей и знаешь весьма хорошо, сколько она идет вперед, и сколько еще остается назади, ибо веревка (на греч.) была мера земли у египтян и персов; ибо что у нас (у Греков) стадия (поприще), то у них была (так называемая землемерная) веревка. Глаголы же: Ты испытал и исследовал, в отношении к Богу означают непогрешительное знание Божие. И не только Ты, Господи, знаешь жизнь мою, но и все дела как добрые, так и худые. Далее не сказал: Ты видел, но предвидел, и предузнал их прежде произведения оных. А как стадию составляют сто двадцать пять стоп, то и веревка в длину заключала такое же количество; и как восемь стадий составляют одну милю, то и восемь веревок составляют также милю. По словам //Феодорита//, путем и стезею называет дела, а мерою (веревкою) правоту оных, по подобию, взятому от строителей, равняющих стены отвесом, или веревкою. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** **Уже** – мера длины; в метонимическом значении: «отмеренный, по направлению и протяжению путь», **стезя** здесь указывает на нравственное поведение вообще, а **уже** – на поведение по норме положительного закона. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою** //"Иду, отдыхаю, пути мои"// - проявления моей внешней деятельности вне дома - они известны Тебе. Ты наперед знаешь мои будущие слова, мою речь. - //"Сзади и спереди Ты объемлешь меня"// - или в смысле - Ты всесторонне изучил меня, или в смысле - Ты знаешь не только все, что я сейчас делаю, но и мое прошедшее и будущее. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси** См. Толкование на [[old:ps:138:01#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 138:1]] [<10>]