[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **Яко неcmь льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал ecи. Вся последняя и древняя; Ты создал ecи мя, и положили ecи на мне руку Твою** **Яко несть льсти в языце моем.** И это составляет важнейшую из заслуг Давида, что не употребляет языка во зло, ни во лжи, ни в ложной клятве, ни в обмане и лести, ни на всяком ином подобном сему пути. **Се, Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя.** Умалчивает о том, что между древним и последним; потому что средину сего наполняет злоба, которой не было в начале, не будет также и при конце. **Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою.** Ты, говорит, и создал меня, и поддерживаешь созданного. Ибо возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа, как и Апостолы возложением рук преподавали Духа Святого. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси** Другой переводчик (Симмах) говорит: //«разноречия»// (ετερολγία). Это – величайший признак добродетели; это – главное из благ; этого особенно требует Христос, когда говорит: //«если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»// [[new:mf:18:03|(Мф.18:3)]], – разумея незлобие, бесхитростность, прямоту и простоту. Поэтому Он и избрал людей простых и говорил: //«славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам»// [[new:mf:11:25|(Мф.11:25)]]. Заметь, пророк не сказал: я имел и отверг лукавство, но: никогда его не было у меня, никогда эта болезнь не касалась языка моего, никогда этот порок не имел ко мне доступа. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси** Не только провидел Бог всяческих, но предрек чрез Пророков; и Иеровоаму, когда приносил он жертву и Божеское чествование воздавал юницам, предвозвестил, что востанет Давиду сын, //«Иосия имя ему»//, предаст смерти жрецов идольских, и кости их сожжет на этом жертвеннике ([[old:3ts:13:02|3Цар.13:2]]). ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 4-5 **Яко неcmь льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал ecи. Вся последняя и древняя; Ты создал ecи мя, и положили ecи на мне руку Твою** Ты, Господи, продолжает, познал между прочим и то, что нет злонамеренности в словах моих, ни лукавства и кривизны. За сим говорит общее: Ты, Господи, знаешь все последующее или будущее, и все прежнее, или прошедшее, т. е. Ты все это знаешь вдруг и ничто не может утаиться от Твоего знания; и Ты не только создал меня, но и по создании держишь и покрываешь меня, так что выражение: Ты создал, означает творчество Божие, а «положил на меня руку свою», означает промысл Божий. Слова //Оригена//: Заметь почему о среднем (между последующими и прежним) умолчано; очевидно потому, что зло находится на средине, которое не существует ни в начале, ни в конце существ, и которого Бог не знает, как сказано: не знаю вас, т. е. тем познанием, какое относится к усвоению. //Златословесного//: От силы предведения перешел к силе творческой и опять от творческой—к силе промышления. О сем свидетельствует и Павел в отношении ко Христу, когда говорит, что Им создано все [[new:kol:01:16|(Кол. 1, 16)]], a сие означает творчество; потом указывая на действие промышления, говорит: и все Им стоит [[new:kol:01:16|(ст.17)]]; опять выражая творчество говорит: чрез Которого и веки сотворил [[new:evr:01:02|(Евр. 1, 2)]]. Он же показывает и промысл словами: держаний всесильным словом своим [[new:evr:01:02|(ст. 3)]]; ибо мы имеем нужду в Его силе не только для появления нашего на свет, но и для существования и пребывания своего. //Евсевий//: или слова: Ты возложил руку свою на меня, поставлены вместо: Ты дал мне благословение свое и сделал меня начальствующим и исполнил божественной силы; так как то же самое продолжается чрез возложение рук, как мы веруем, на рукополагаемых; и при младенце во чреве также находится рука Божия, не только исторгая его, когда он рождается, но и оживотворяя и сохраняя его. ===== Лопухин А.П. ===== **Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси** См. Толкование на [[old:ps:138:03#lopuxin_ap|Пс. 138:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Яко несть льсти в языце моей: се, Господи, ты познал еси вся последняя и древняя: Ты создал еси мя и положил еси на мне руку Твою** Некоторые толковники, принимая во внимание славянский текст, вполне согласный с греческим, слова: **Яко несть льсти в языце моем** (нет слова ложного, беззаконного), – объясняют в смысле лести, лукавства, тогда как в переводе с еврейского это место читается так: «Еще нет слова на языке моем», так оно читается и в Вульгате: quia non est sermo in lingua mea; так и по толкованию блж. Иеронима, в «Письме к Суннии». А в связи с последующим изречением весь этот стих читается так «Еще нет слова на языке моем, но се, Ты, Господи, уже знаешь все». Так продолжает пророк выражать свои мысли о всеведении Божественном. Вот мысль моя, как бы так говорит он, еще не облеклась в форму, еще не выразилась в слове, а Ты, Господи, уже знаешь, какое слово будет произнесено мною. Потому что все Тебе известно, все прошедшее и все будущее: **Ты познал еси вся последняя и древняя**. Кроме сего, **Ты создал еси мя**, т.е. Ты сотворил как меня, так и всякого человека и, по создании, не оставил без Своего попечения, как поступают иные художники с своими произведениями, но **положил еси на мне руку Твою**, чтобы сохранить и спасти меня, ибо в противном случае я мог бы обратиться в прах и прежнее небытие. По переводу с еврейского, этот стих [[old:ps:138:05|(5)]] читается так: «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою». Объемлющий и окружающий человека Господь, конечно, в совершенстве знает не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь человека и потому без малейшего затруднения может иметь всяческое попечение о нем, на всех путях его жизни; может устроять и направлять обстоятельства его жизни, сообразно с премудрыми планами Божественного Своего промышления о нем, так что в его власти – и избавить человека от неминуемых, по-видимому, бед, напастей и скорбей, и – подвергнуть его страданиям, скорбям и несчастиям, если они окажутся полезными и необходимыми для его нравственного очищения и усовершенствования, как показывает пример царя Давида, подвергшегося по воле Божией разнообразным скорбям и несчастиям, за совершенное им великое преступление. Потому-то псалмопевец и говорит **Ты полагаешь на мне руку Твою**, т.е. Ты держишь меня в полной Своей власти, хотя в то же время я сознаю, что имею некоторую самостоятельность, способность действовать сообразно с требованиями своей разумно-нравственной природы. Но, получив от Бога нравственный закон свободы, человек не может и не должен забывать, что закон этот вложен в его природу Творцом и имеет непреложно-обязательное значение для человека: отменить или заменить его другим человек не имеет ни малейшей власти. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]