[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 7-10 **Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу? Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя** **«Духом»** и **«лицом»** называет он самого Бога; т.е. куда пойду я от Тебя? Ты все наполняешь, везде присутствуешь, не частью, но везде вдруг, всецело. Исчисляя места горние и дольние, широту и долготу, глубину и высоту, он показывает, что Бог присутствует везде. И не сказал: куда я ни пойду, Ты последуешь за мною и удержишь меня, но: куда я ни пойду, Ты – там, т.е. там нахожу тебя существующим прежде меня. Поэтому-то он и говорит: //«не могу (постигнуть) его»//. Но, если ты не знаешь Его совершенно, то почему знаешь, что Он дивен? Потому, что Он превышает мое разумение, побеждает мой разум. И солнечного луча мы не можем знать ясно, и однако поэтому самому особенно удив­ляемся ему; так точно и в отношении к познанию Бога. Мы не знаем Его совершенно; мы знаем, что Он человеколюбив, благ, милосерд, снисходителен, и существует везде; но что Он по существу, или в какой степени названные свойства при­надлежат Ему, или как Он существует везде, этого не знаем. Сказав таким образом, почему //«не могу (постигнуть) его»//, возвестив о Божием предведении, творчестве, промышлении, непостижимости и неизъяснимости существа Его, пророк потом говорит о другой силе Его, которая также внушает великое удивление, если исследовать ее разумом, потому что и она не­постижима. Какая же это сила? **«То и там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя»**, т.е. Ты можешь сделать, чтобы люди, подвергшиеся бедствиям, находясь среди самих бедствий, не были изнурены бедствиями. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Камо пойду от Духа Твоего и от лица Твоего камо бежу** Возможно ли укрыться беглецу от Того, Кто так ясно все знает? Надлежит же заметить, что, по учению Пророка, и Бог и Всесвятый Дух имеет туже действенность. «**Камо пойду от Духа Твоего**», говорит он, «**и от лица Твоего, камо бежу?**» А у кого одна действенность, у тех, конечно одна и сила; и у кого одна сила, у тех и одно естество. Следовательно одно естество Бога и Духа. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 7-8 **Камо пойду от Духа Твоего? и от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecи; аще сниду во ад, тамо ecи** Духом и лицем Божиим Давид околично называет Духа Святаго, а лицем Божиим – Сына, как образ Отца и начертание существа Его; ибо //видевший//, говорит, //Меня, видел Отца// [[new:in:14:09|(Иоан. 14, 9)]]. И именем неба Давид указывает на высочайшее и первое небо, сотворенное в начале; а адом выражает глубочайшее в земли место. После сего он упоминает и о бездне и о дне моря, каковыми частями мира Давид выразил и всякое недоступное непроходное для людей место. //Златословесного//: Видишь ли, как благопризнателен раб? Благодарю, говорит, Тебя за то, что Ты Владыка мой непостижимый. И он разумеет здесь не существо, так как оно, без сомнения, непостижимо, то пропускает сие. Но говорит о вездесущии Божием чрез силу и промысл Его и о исполнении всякого места; и показывает, что и то для него не понятно, что Он вездесущ. //Кирилла//: Все исполняешь; всему Ты присущ, не частно, но всему вообще вдруг. Далее представив, что сила Духа проникает все, говорит: куда пойду от Духа Твоего? Здесь песнопевец не мог бы сказать о Духе, что он явлением своим проходит все, если б был он рабский, или тварь; сверх того называет Его лицем и рукою Божиею. Итак, кто не видит божественной славы Духа сего, слыша слова: куда пойду от Духа Твоего? //Евсевия//: Если мне приключится грех и будет посему надобность в бегстве, или удалении, то куда мне уйти, чтобы убежать? И где мне быть, когда Ты, Боже, все держишь? //Григория Богослова//: Итак, страшно сие исполнение всего, что силы Божией невозможно избежать нигде, хотя бы кто возлетел на небо, хотя бы вселился в ад, хотя бы бежал на восток, хотя бы укрылся во внутренностях моря. Не сказал, говорит //Златословесный//, куда бы я ни ушел, Ты везде следуешь за мною, но: куда бы ни ушел, Ты там: там, говорит, я Тебя застаю уже. //Григорий Нисский// думает, что четырьмя частями мира, т. е. высотою, которой предел небо, глубиною, которой конец ад, и утром, т. е. востоком, и пределами моря, т. е. западом, изображаются четыре конца честного креста: и небом и адом обозначаются верхняя и нижняя части креста, а востоком и западом указывает на две поперечные части его, как они же выражаются и высотою, глубиною, долготою и шириною, о которых упоминает Павел в послании к Ефесеям [[new:ef:03:18|(3, 18)]]. //Феодорита//: Надобно заметить, что по сему учению, и Бог и пресвятой Дух имеют одно действие. Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? А у которых лиц одно действие, у тех, без сомнения и одна сила; а у кого одна сила, у тех и одно естество. Следовательно, у Бога и Духа одно естество. Хорошо также и с небом соединил выражение: Ты там, а с адом: Ты присущ; ибо на небе – в живущих там ангелах Он почивает, а везде и всему Он присущ и предстоит; и в Нем, по словам божественного Апостола, мы живем и движемся и существуем. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу** Как Творец и Господь человека он имеет о нем полнейшее знание, непонятное для человека, имеющее глубочайшее основание в вездеприсутствии Божием, так как пред взором Божиим и властью Его все, куда ни обратиться. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу** //Куда бы я ни направился – в шеол ли, на небо, на конец Вселенной, укрывался ли бы тьмою, Ты все видишь и знаешь// Ты, Господи, всеведущ и вездесущ. Ничто, нигде и никогда не может укрыться от Тебя. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 7–10 **Камо пойду от Духа Твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя** Изречениями сих стихов пророк образно, или картинно, выражает и изъясняет ту же мысль о вездеприсутствии и всеведении Божественном. Задумываясь или размышляя о том, найдется ли где такое место во вселенной, где бы можно было человеку укрыться от Бога или избежать Его власти, он приходит к заключению отрицательному, и для того, чтобы выразить свои мысли в наиболее понятных образах, он берет самые крайние, самые отдаленные пределы во вселенной – **небо** и** ад** (по понятиям ветхозаветных иудеев, находившийся в самой глубокой и отдаленной части вселенной, в преисподней), и говорит, что и здесь, в самых отдаленнейших частях мира, Господь находится всем существом Своим и здесь над всем назирает и всем управляет, так что если бы человек и имел возможность быстро перенестись в те места, он никак не укрылся бы от Его всевидящего взора и не мог бы избежать Его власти и силы. Самое существо Божие пророк именует здесь: а)** духом**, соответственно понятию людей, в существе которых важнейшая часть природы тоже есть дух, и б) **лицем**, чтобы выразить живую личность существа Божия, обладающего такими сверхъестественными свойствами, как всеведение и вездеприсутствие. И вот он (пер. с евр.) говорит: «Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты». Ты не только наполняешь небеса [[old:ier:23:24|(Иер. 23:24)]], но и не вмещаешься в них [[old:3ts:08:23|(3 Цар. 8:27)]]. И самая преисподняя, несмотря на глубочайший мрак, господствующий в ней [[old:iov:10:21|(Иов. 10:21–22)]], – она совершенно обнажена и открыта пред Ним [[old:iov:26:06|(Иов. 26:6]]; [[old:pr:15:11|Притч. 15:11)]], так что никто и ничто не может укрыться здесь от Него, Он и здесь полный хозяин и неограниченный владыка, Он не только низводит людей в преисподнюю, но и выводит их из нее [[old:1ts:02:06|(1 Цар. 2:6)]]. Господь, по словам блж. Феодорита, «все наполняет: и горнее, и дольнее. Небо есть край высоты, и ад – край глубины». В последующих стихах, по замечанию того же блж. Феодорита, к высоте неба и глубине ада, о которых говорит выше, пророк присовокупил восточную долготу и западную широту, именно: словом** рано** означил восток, а словами последняя моря запад, и таким образом продолжает и здесь раскрывать ту же необъятность и неописуемость существа Божия [6, с. 651–652]. «И пророк Иона также испытал силу сию, – по словам того же Феодорита, – ибо, решившись бежать от Бога всяческих, он был уловлен и связан волнами и ввержен в кита, как бы в темницу, и поведен в тот город, куда был послан прежде; и оказалось истинным то, что сказано: если поселюсь и в бездны моря, то и там рука Твоя укажет мне путь и удержит меня десница Твоя» [7, с. 1083]. Как в самых отдаленных высотах и глубинах вселенной не находится места, где бы можно было укрыться от лица Божия, так точно и на крайнем востоке, и на самом крайнем западе нельзя найти такого места, где бы не было Бога. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря; и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (пер. с евр.). Такому вездеприсутствию Божественного Существа не противоречит, однако, то, что Бог устраивает Себе обитель на небе, в св. храмах Божиих и в душах праведников. На небе Он являет свое блаженное присутствие ангелам, как ограниченным существам, а потому имеющим определенное место своего пребывания; в храме являет свое благодатное присутствие верующим, преимущественно в таинствах; в душах праведников обитают Его образ и подобие, дающие возможность чистым сердцем видеть Бога [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]]. Весь мир – небо и земля – служит храмом Бога невидимого. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]