[<10>] ====== Толкования на Пс. 138:19 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 19-20 **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя** **Аще избиеши грешники Боже.** Зная, какие постигнут их наказания, как бы отлучает их от себя. **Мужие кровей, уклонитеся от мене, яко ревниви есте в помышлениих.** Называет причину, по которой изгоняет от себя грешников, и говорит: изгоняются они, потому что прекословят и противоборствуют Богу, напрасно превозносясь и надмеваясь человеческою жизнью. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене** Не то говорит он: если убьешь, тогда я буду; то он обещал и без этого; и просит сделать это не с тем, чтобы уничтожить само существо людей, но с тем, чтобы обратить их от греха к праведности. Он не сказал: если бы избил Ты, Боже, людей, но: **«грешников»**. Другой переводчик (Симмах) вместо: **«грешников»**, гово­рит: //«преступника»// (παραβάτην), разумея врагов, поклоняющихся идолам. **«Мужи кровожадные, удалитесь от меня»**. **«Мужами кровожадными»** он на­зывает убийц, людей, находящих удовольствие в убийствах. Немаловажен и этот путь к преспеянию в добродетели – убегать и уклоняться от сообщества с такими людьми. **//Беседы на псалмы. На псалом 138.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене** См. Толкование на [[old:ps:138:18#prp_nil_sinajskij|Пс. 138:18]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 19-20 **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя** **«Аще избиеши грешники Боже: мужие кровей уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих».** Любящим добрых свойственно гнушаться злыми. Посему, говорит Иосия, так как Ты, человеколюбец, предаешь смерти грешников, тем паче буду я чуждаться обращения с ними, зная упорный их нрав; потому что не терпят добрых советов, но отвергают их, по непреклонности сердца. **«Приимут в суету грады Твоя».** Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно населяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене** **Аще избиеши грешники, Боже!** Здесь не достает: хорошо, чтобы было так: хорошо если Ты, Боже, убьешь грешников, где грешниками называет бесов и беззаконных людей. Убиение (смерть) бесов состоит в том, когда они более не действуют и не причиняют зла; а смерть беззаконных людей в том, когда они станут отвращаться от порока и обращаться к добродетели и не будут более грешниками. Или смертью последних называет смерть телесную: для пребывающих без исправления и неизлечимых во зле лучше умереть преждевременно, чтобы и другим не препятствовали в стремлении к добродетели своею злонамеренностью и своим примером. Высшее значение, по изъяснению //Никиты//, сих слов может быть таково: Злые и грехолюбивые помыслы удаляют человека от Бога, как и написано: строптивые помышления отлучают от Бога [[old:prs:01:03|(Прем. 1, 3).]] Но когда Бог, приклонившись к молитве, умертвит и погубит сии грешные и богопротивные помыслы, тогда человек может встать от земной персти греха и прибегнуть к Богу; и сие то значат слова: я встал, и я еще с тобою, как был и прежде, если конечно убьешь грешников. **Мужие кровей** (кровожадные)!** удалитеся от мене** Удалитесь, говорит, от меня и бегите от обращения со мною, убийцы и кровожадные люди, которые умерщвляете побеждаемых и уловляемых вами; ибо все таковые человекоубийцы принадлежат диаволу, как убивающие одних делом, других словом и худым примером жизни своей. Впрочем, немалы заслуги и в том, когда кто убегает сообращения с беззаконными людьми. По словам //Евсевия//, сии слова имеют связь с предыдущими: ибо кто сказал прежде, что друзья Божии для него любезны и драгоценны, тот отрекается и прогоняет от себя прочь грешников. Слова //Феодорита//: Любящим добрых людей свойственно отвращаться от тех, которые противных свойств. Потому то и говорит, что когда Ты, человеколюбец, убиваешь грешников, то тем паче стану отвращаться от сообщения с ними я, зная их дух: потому что они не слушают хороших советов, но по развращению сердца отвергают оное. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене** Но, к сожалению, в Израиле есть еще и нечестивые; в доказательство, что Давид ничего не имеет с ними общего, он желает, чтобы Бог истребил их, так как они надеются снова возобладать над благочестивыми. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 19-22 **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях? Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми** //Твое величие вызывает во мне ненависть ко всем нечестивым, осмеливающимся порицать Твое имя// Если в писателе псалма развито так глубоко понимание величия Божия во всем тварном, то все, "кто говорит против Него нечестиво", кто оскорбляет и унижает Господа, является его врагом, с которым он не желает иметь никакого общения. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 19–20 **Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от Мене. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады Твоя** Ревнуя о славе Божией, пророк выражает желание, чтобы //други// Божии, т.е ревностные хранители законов Божиих, более и более утверждались в вере и благочестии; и чтобы, наоборот, грешники и нечестивые, в том числе кровожадные убийцы (**мужие кровей**) и все вообще презрители и нарушители воли Божией подверглись наказанию. Благочестивому человеку и строгому ревнителю правды Божией, каковым и был царепророк Давид, вполне естественно такое желание: при избиении Богом грешников, он не только избавился бы от общения с нечестивыми и от зловредного: влияния их на другов Божиих, но и от всякого со стороны их соблазна для благочестивых. Посему он и молится: Господи! если Ты наказываешь грешников, как ненавистных Тебе, то и я стараюсь избегать их и говорю им: **мужие кровей, удалитесь от меня**! Таковое же пожелание в отношении к нечестивым выражено и у пророка Исайи: «//Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни//!» [[old:is:26:10|(Ис. 26:10)]]. По переводу с еврейского настоящие стихи читаются так «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои». Врагами Божиими называются здесь люди, которые дерзко и злобно восстают против Бога, не признают Его всеведения и вездесущия и потому безбоязненно произносят хулы на Него, живут и действуют совершенно вопреки требованиям Его святого закона. Св. Иоанн Златоуст склоняется к такому же пониманию этих слов, когда говорит: «он (псалмопевец) потому избегает и уклоняется их, что они вознеслись против славы Божией, что поступали беззаконно, что произносили слова богохульные». А блж. Феодорит выражается так «Тем паче я, говорит пророк, буду чуждаться общения с грешниками (**мужами кровей**), зная их упорный нрав, потому что не терпят добрых советов, но отвергают их по непреклонности сердца. **Приимут в суету грады Твоя**. Не вопреки справедливости избиваешь Ты их, но потому что напрасно заселяют грады, никакой пользы не извлекая из Твоих законов». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]