[<10>] ====== Толкования на Пс. 139:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** **Муж язычен не исправится на земли**. Вечный огнь ожидает нечестивых; но и в сей жизни **не исправится** до конца жизни **муж язычен**; потому что один сварливый и злоречивый человек, даже и в земных своих предприятиях, не может управить собою, и все портит своею сварливостью. Как же таковым грехолюбивым людям исправиться на пути добродетели? **Мужа неправедна злая уловят во истление**; потому что, как застаревшаяся какая болезнь, пожирает его внедрившийся в него порок, что и составляет для него соразмернее с делами его наказание. Ибо, когда порок растлевает преданную ему душу, – это бывает не легче всякого другого наказания. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** Сказав о гневе Божием, он опять показывает, что порок и сам по себе достаточен, чтобы погубить имеющих его. Немаловажен и этот вид нечестия – быть дерзким и не удерживать языка своего. **«Злоязычным»** здесь он называет поносителя, болтливого, злословящего, постоянно лающего и поступающего нисколько не лучше пса. Какие же, скажи, последствия этого? **«Не исправится**, говорит,** на земле»**. Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«не укрепится»// (ουκ εδρασθήσεται), т.е. низвергнется, низвратится, погибнет. Таков плод злословия; такой человек всем враждебен, всем неприятен, для всех отвратителен и несносен. Как человек долготерпеливый, скромный и умею­щий молчать безопасен, постоянен и всем приятен, так этот человек ведет жизнь опасную, навлекая на себя бес­численных врагов со всех сторон, а прежде всего возмущая собственную душу и не попуская ей быть в покое, но и тогда, когда никто посторонний не беспокоит, возбуждая внутри ее бесчисленные войны и смятения. **«Мужа неправедного зло уловит в погибель»**. Так и другой мудрый говорит (Симмах): //«беззакония уловляют мужа»// (παρανομίαι αγρεύουσιν). Смотри опять, как достаточно порока для по­губления того, кто предается ему. Но для чего он употребил выражение: **уловят**? Для того, чтобы ты видел неизбежность наказания, чтобы ты, поступая несправедливо и не тотчас под­вергаясь наказанию, не слишком надеялся. Такова ловитва; она удается не всегда, и не тотчас; однако уловляемые дикие звери, хотя не пойманы, и еще не попали в сети, не находятся в безопасности. Так и душа, поступая несправедливо, не должна слишком надеяться, хотя она еще и не уловлена, потому что когда-нибудь она будет уловлена. Поэтому, если хочешь быть в безопасности, перестань делать зло, и будешь наслаждаться великим спокойствием. Почему он сказал: **«в погибель»**? По­тому, что многие уловлялись и во спасение, как, напр., через апостолов, через святых мужей. Но неправедные, уловляемые пороком, не так, а – в погибель и истление. Почему же за пороком не тотчас следует наказание? По человеколюбию Господа; если бы Он захотел каждого из грешников тот­час подвергать наказанию, то большая часть рода человеческого давно была бы истреблена. **//Беседы на псалмы. На псалом 139.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** **Муж язычен не исправится на земли** Сим Пророк дает разуметь тех, которые постоянно клеветали на него Саулу, Доика, Зифеев и других, употреблявших много клевет. И показывает, что ради богатства и властительства дозволяющие себе лживыя речи не достигают цели, и не получают желаемаго. **мужа неправедна злая уловят во истление** Сие и потерпел Саул; потому что окружен был на брани, и получил смертоносный удар. ===== Евфимий Зигабен ===== **Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** **Муж язычен** (злоязычный) **не исправится на земли** (не будет благоуспешен) Человек, говорит, злоязычный, т. е. невоздержный в языке, болтливый и безрассудный, или любящий распри и ссоры не будет благоуспешен в делах своих на земле, но падет и погибнет и душою и телом. Златоуста: Давид сим показывает, что зло само собою может погубить питающих его в себе. Ибо случается, что злоязычного еще на земле постигает зло его. Таков и клеветник; он всем враг, несносный, тягостный, нестерпимый, как напротив того великодушный и кроткий и умеющий молчать, тверд, постоянен и всем приятен. **мужа неправедна злая уловят** (увлекут) **во истление** И другой премудрый сказал: беззакония мужа уловляют [[old:pr:05:22|(Прит. 5, 22)]]. Поелику же часто уловляет на подобие добычи, во спасение и в пользу души, как уловлена словами Господа Самарянка и апостолами уловлены народы, то посему Давид присовокупил здесь: в погибель, что неправедного мужа увлечет зло в погибель его, по словам Златоуста. И то и другое, т. е. и вышесказанное и настоящее изречения Давидовы поучительны и назидательны. Тот же Златоуст говорит: Смотри опять, как злоба в состоянии сама погубить питающих ее: ибо он погубляется своим злонравием, как своим недугом; потому что злонравие может и само без всякого постороннего наказания погубить душу, исполненную оным. Но почему употребил выражение ловли? Чтобы ты видел неизбежность оной; чтобы ты, не смотря на то, что делая неправду, теперь еще не попадаешься, ты не надеялся на сие. Ибо такова ловля не всегда бывает удачна и не вдруг; но хотя и не уловляются дикие и преследуемые животные, все таки они не безопасны. Так и душа пусть не полагается на сие, что, поступая неправедно, она еще не уловляется; так как будет некогда поймана. Если хочешь быть вне опасности, то перестань делать это, и ты будешь в большой безопасности. Почему же не постигает наказание за зло вдруг вслед за ним? По человеколюбию Владыки: если бы Он хотел вдруг подвергать каждого грешника наказанию, то преждевременно большая часть людей была бы похищена. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** Так и должно быть: потому что такие люди не имеют продолжительного счастия и их постигают несчастия. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** Псалмопевец весьма твердо убежден, что Бог поможет ему – убогому, за что он, осчастливленный милостию, со всеми праведниками будет прославлять Господа. Погибель представляется в роде силка, которым будут пойманы враги. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** //Я верю, что Господь не даст торжествовать нечестивому, защитит невинных и непорочные найдут в Нем покровительство// Вера Давида в гибель своих врагов покоится на вере в торжество правды: зло не может быть награждено Богом, а потому злоязычные мои враги непременно погибнут. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление** См. Толкование на [[old:ps:139:10#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 139:10]] [<10>]