[<10>] ====== Толкования на Пс. 139:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** См. Толкование на [[old:ps:139:13#svt_ioann_zlatoust|Пс. 139:13]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** Потому что, по отгнании врагов, причиняющих рассеянность, ослабляющих и оскверняющих молитву, ум входит в мрак невидения ничего, и предстоит лицу Божию без всякого посредства. Мысленный мрак есть тот покров, тот занавес, которым покрыто лице Божие. Покров этот – непостижимость Бога для всех сотворенных умов. Умиление сердца делается тогда настолько сильным, что оно названо **исповеданием**. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** Хранению ума пристойно и достойно именоваться светородным, молниеродным, светоиспускательным и огненосным. Ибо, истинно сказать, оно одно превосходнее самых великих телесных добродетелей, сколько бы их ни имел кто. Сего то ради и надлежит называть сию добродетель самыми почетными именами, ради рождающихся из нее светозарных светов. Возлюбившие ее, из грешников непотребных, скверных, невежд, несмысленных, неправедных делаются силою Иисус-Христовою, праведными, благопотребными, чистыми, святыми и разумными; и не только это, но и начинают созерцать таинства и богословствовать. Сделавшись созерцателями, они переселяются к оному пречистому беспредельному Свету, прикасаются к Нему неизреченными прикосновениями, с Ним живут и действуют, поелику //«вкусили, яко благ Господь»//; так что на этих первоангелах явно исполняется слово Божественного Давида: **«обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицом Твоим»** [[old:ps:139:14|(Пс. 139:14)]]. И действительно они только одни истинно и призывают Бога, и исповедуются Ему, и с Ним беседовать всегда любят, любя Его. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Обаче праведнии исповедятся имени Твоему, и вселятся правии с лицем Твоим** Посему, лик праведных, сподобляясь от Тебя сего попечения, песнословит Тебя. Всегда представляя Тебя пред собою и думая, что видят лице Твое, любят они Твое превосходство. Подобно сему сказанное и в псалме пятнадцатом: //«предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, и не подвижуся»// ([[old:ps:015:08|Пс.15:8]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** **Обаче праведнии исповедятся имени Твоему** Хотя, говорит, произведение суда Богом в пользу праведников и медлит, но праведники не будут соблазняться сею медленностью; но будут благодарить Тебя, Боже, зная, что все это Ты производишь с расчетливостью, премудростью и на пользу. **И вселятся правии с лицем Твоим** Правыми Давид называет здесь вышесказанных праведников. Праведники, говорит, будут жить вместе с Тобою, Господи, т. е. вместе с воспоминанием о Тебе, находясь всегда с оным, и не удаляясь от него никогда. Или правыми называет апостолов; а лицем Божиим— Христа, как образ существа Его. Так сам Христос сказал: Отче! хочу чтобы там где Я, и они были со мною, да видят славу Мою [[new:in:17:24|(Иоан. 17, 24).]] Ибо верховное благо состоит в видении Бога. Впрочем сии слова можно понимать и иначе, что праведники вообще суть те, которые упражняются в добродетели; а правые те, которые производят добродетель с рассуждением и различением. Поелику же псалом сей упоминает и о будущем суде и о Христе и апостолах, то сие было побуждением для некоторых дать надпись сему псалму такую: в конец, псалом Давиду. //Златоуста//: Находясь всегда с Тобою, они никогда не сделаются отступниками, что бы ни случилось с ними, они никогда не будут негодовать, и не будут порицать приключений; ибо это свойственно душе неизменной и непоколебимой—не требовать у Владыки отчета. Посему и Павел говорил: А ты кто, человек, что судишься с Богом? Изделие скажет ли работавшему: зачем ты меня так сделал [[new:rim:09:20|(Рим. 9, 20]])? ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** **С лицем** – вблизи Твоего милостиво к нам обращенного лица, у Тебя под Твоею милостивою защитою; ср. [[old:ps:015:11|Пс. 15:11]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** //"Обитать пред лицем"// Господа значит или пользоваться всегда Его защитой, как бы жить под кровлей жилища Его, или - благодарить Его за оказанную защиту молитвой пред местом Его обитания, пред Кивотом Завета, в Его скинии. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим** См. Толкование на [[old:ps:139:13#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 139:13]] [<10>]