[<10>] ====== Толкования на Пс. 140:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия.** То есть, не попусти, чтобы ум мой, единожды хорошо уготованный, уклонился в противное, и возымел я беззаконные мысли. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** Другой (Симмах): //«не отврати сердца моего в слова лукавые помышлять мысли беззаконные»// (μὴ παρατρέψης… έννοειν εννοίας παρανόμους). Почему пророк изменил по­рядок речи, и сказал сначала об устах, а потом перешел к сердцу? Он сделал это не напрасно и не случайно. Как имеющие надзор за узниками, замышляющими бегство, постав­ляют первым делом держать крепко двери темницы, и об этом все заботятся, и когда это сделано, то остальное сделать легко, так точно поступает здесь и Псалмопевец и в своей молитве как бы так говорит: пусть будут заключены двери, и порочные помыслы скоро будут укрощены. Поэтому он как останавливает извне входящие помыслы в самом начале, так истребляет и злой корень их: **«не уклони**, говорит,** сердце мое к словам лукавым»**, говорит не потому, будто Бог укло­няет, – да не будет, – но в таком смысле: не попусти укло­ниться, не попусти обратиться к порочным помыслам. Действительно, там – в сердце – источник добродетели и порока. А какие бывают **«слова лукавые»**? Многие и различ­ные. Таковы словеса тех, которые строят козни, хулят Бога, отвращаются от добродетели, гоняются за пороком, с охотою слушают о развращенных учениях и греховной жизни, слова, происходящие от великого нечестия. Но как есть слова и по­мыслы **«лукавые»**, так есть и слова //«жизни»//. Поэтому ученики и говорили Христу: //«Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни»// [[new:in:06:68|(Ин.6:68)]]. Словами жизни называются такие, которые достав­ляют жизнь, называются словами спасения те, которые достав­ляют спасение. Потому и говорит один Премудрый: //«не удерживай слова, когда оно может помочь»// [[old:prsir:04:27|(Сир.4:27)]]. А **«слова лукавые»** делают лукавыми и тех, которые произносят их. Как воздух бывает вредным и заразительным, так и слова. Что производит воздух в теле, то же и слова в душе, которая принимает их. Поэтому пророк, продолжая речь, молится и говорит: не попусти уклоняться туда. Видишь ли, как он указывает на свободное произволение души, на то, что природа сама в себе не заключает порока, но принимает его, увлекаясь беспечностью? **«Измышления извинения во грехах»**. Это в особенности служит путем к погибели, когда или сама согре­шающая душа, отвергнув страх, вымышляет предлоги к беспечности, или когда другой, желая у кого-нибудь, совершив­шего прелюбодеяние, исторгнуть чувство сокрушения, говорит: «разве ты виноват? – Виновата похоть». Грешить – зло; но еще тягчайшее зло – отпираться по совершении греха. Это в особенности и есть оружие диавола. Так было и с перво­зданными людьми. Тогда как Адаму следовало признаться в грехе, он слагает вину на жену, а она потом на диавола. Тогда как следовало бы говорит: **«совершающими беззаконие»**, иные не только не признаются, но еще составляют оправдание. Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. **«С людьми, совершающими беззаконие»**. Присовокупляя это, про­рок показывает, что таким людям особенно свойственно искать предлогов и бесстыдствовать. Вот почему Давид часто представляет добродетелью – избегать таких обществ, и даже этим начинает саму книгу: //«блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел»// [[old:ps:001:01|(Пс.1:1)]]. Поэтому самому ты видишь его всегда исповедующим грехи свои. **«И да не соединюсь с избранниками их»**. Другой (Симмах): //«и не буду вку­шать с ними сладостей их»// (μηδὲ συμφάγοιμι τὰ ήδέα). Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«не буду участвовать в удовольствиях их»// (μὴ συναυλισθω εν ταις τερπνότησιν). Здесь он согласно с апостолом выра­жает, что должно избегать удовольствий и пиршеств людей, где особенно возрастает грех, где бывает много бесстыдства. Немаловажный признак добродетели, немаловажное средство к исправлению – избегать таких пиршеств и об­ществ, не поддерживать дружбы с ними, не ослаблять кре­пости души и не терять силы любомудрия раболепством чреву. Многие, уважая такую дружбу, потонули в пучине пьянства, впали в прелюбодеяние, воспламенили в себе огонь сладо­страстия, бегая по пиршествам и зрелищам, исполненным великого нечестия. А Псалмопевец свидетельствует о себе, что он удалялся от подобных обществ, что не участвовал и в трапезе их. **//Беседы на псалмы. На псалом 140.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** Покорите ум Ваш Христу. Когда ум покорится Христу, то не будем оправдывать ни себя, ни сердца. Когда оправдания оскудеют у сердца, – оно приходит в состояние смирения и умиления. //«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит»// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]; а оправдания – ужасная греховная смерть. Молился так святый Давид и так научает нас молиться: **«Не уклони сердце в словеса лукавствия, непшевати вины о гресех»** [[old:ps:140:04|(Пс. 140:4)]]. **«Непщевати вины о гресех»** – значит приводить извинения, оправдываться в своих согрешениях. Мысли и слова, в которых изображается это оправдание, названы **«словеса лукавствия»**. Лукаво старается грешник обмануть себя и людей! лукаво старается он представиться праведником пред собою и пред людьми! Оправдаться пред людьми, скрыть пред ними грех свой заставляет иногда самая необходимость, польза ближняго, котораго мог бы соблазнить грех наш. Оправдываться пред собою, обольщать, заглушать свою совесть, – всегда беззаконно, всегда бедственно; усвоившияся **«словеса лукавствия»** соделывают человека ожесточенным фарисеем, способным на всякое преступление. Оправдание в согрешениях, не нуждающееся в вымыслах и многословии, оправдание, всегда принимаемое Богом – покаяние. От лица покаяния бежит всякий грех; никакой грех не может устоять пред всемогущим покаянием. Покаяние – евангельскоя добродетель, дар Божий безценный, купленный для нас ценою крови Сына Божия, – этою ценою, выкупающей всякое наше согрешение. **//Письма к мирянам. Письмо 214.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** **«Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех».** Умоляет о хранении не только языка, но и самых движений мысли, чтобы не нашлось в них инаго какого помысла, противнаго божественным законам. Вместо сего: //«непщевати вины о гресех»//, //Симмах// сказал: //противузаконныя мысли.// И по переводу Седмидесяти разуметь сие должно так: блаженный Давид мог разсуждать: Саул мне враг и неприятель, желает убить меня; поэтому, нет несправедливости умертвить такого человека, потому что и закон повелевает: //«возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего»// ([[new:mf:05:43|Мф.5:43]]). Но, провидя евангельский образ жизни, возжелал он жить по оному, и молится, чтобы не встречать никакого повода ко греху. **«С человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их».** Так поступают, говорит Пророк, делатели беззакония; а у меня да не будет никакого общения с ними, если они и на верху благополучия. Ибо //«избранными»//, называет здесь людей лукавых и благоденствующих. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины **(составлять извинения)** о гресех.** Не попусти, продолжает, Господи, чтобы наклонялось и падало сердце мое в произношение посредством уст лукавых слов и в неприличные воспоминания и помыслы чрез размышление; это, по словам //Златоуста//, легко совершится тогда, когда и при внешних устах поставлена стража. При том не попусти сердцу моему склониться не только к тем лукавым словам, но и к составлению извинений во грехах его, потому что первозданные по учинении грехa извинялись; Адам, указывая на Еву, что она обманула его, а Ева в свою очередь— на змия, что он посмеялся над нею. Подобным же образом и убийца прибегает к извинению в учинении убийства порывом гнева своего, и любодей оправдывается страстью похоти своей, хищник выставляет нужды и бедность свою, а другой грешник указывает на другую причину, хотя не это побудительные причины грехy, а нерадение и невнимательность их. И это видим из примера заботливых и внимательных, которые не делают подобных грехов. Ибо диавол зная, как говорит //Златоуст//, что исповедь и открытие грехa умилостивляет Бога, а запирательство и утаение грехa побуждает Бога ко гневу, нечистый сей дух склоняет грешников к извинению себя и сказыванию, что не они согрешили, а другое нечто вне их было причиною грехов. //Златословесного//: Не то, говорит, что Бог уклоняет сердце, совсем не то, но это значит то же, что не попусти склониться, не попусти обратиться к помыслам злым; ибо здесь в сердце источник зла и добра. А слова лукавства суть те, который делают других злыми: что производят в телах заразительные дыхания воздуха, то они в душе. Это преимущественно ведет к погибели, когда согрешающая душа удаляется от страха и вымышляет какие либо извинения, изобретая слова, извиняющие страсти: зло— грех, но еще худшим он делается чрез запирательство после греха. Итак, когда ты согрешил, скажи, что согрешил и нет ничего выше такового извинения; чрез сие ты умилостивляешь Бога и себя делаешь более непреклонным к падению в те же грехи. Прилично изъясняет сие и //Феодорит//: Блаженный Давид мог помыслить в себе так, что Саул есть враг и неприятель и желающий смерти мне; посему не будет несправедливости, если умертвить его; так как и закон говорит: возлюбишь ближнего твоего и возненавидишь врага твоего. Но предвидя жизнь евангельскую, он хотел жить ею; почему и просит о том, чтобы ему не изобретать никакого извинения во грехе. **С человеки, делающими беззаконие.** Сии слова находятся в зависимости от предыдущих: не попусти, говорит, Господи, сердцу моему составлять извинения вмеcтe с беззаконными, или грешными людьми; ибо они, по учинении греха, извиняют себя в нем различными причинами. **И не сочтуся со избранными их.** Когда, говорит, Ты, Господи, поможешь мне и я не уподоблюсь беззаконным в извинении грехов, то я никак не стану обращаться и соединяться не только с ничтожными из беззаконных, но и с значительнейшими из них. //Другой// истолкователь говорит: И да не вкушу сладостей их; другой: Не буду находиться во дворах их при увеселениях их, что изъясняя //Златоуст// говорит: Здесь говорит апостольское слово, что должно убегать и наслаждений и пиршеств с теми, у коих водворяются греховные действия. //Феодорит//: Это пусть делают делатели беззакония, а у меня да не будет никакого сообщения с ними, хотя бы они крайне были благополучны; ибо здесь избранными из злых называет живущих в благоденствии. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** С евр. переводят: «не приклони сердце мое на дело недоброе, на замыслы – затеи преступных, с людьми, творящими беззаконие и да не вкушу я от сластей их», т.е. не допусти меня обольститься видом внешнего счастья грешников, подражать им... **Непщевати вины** – измышлять извинения, выдумывать мнимые основания для извинения во гресех, ставши грешником. **Со избранными** нужно принимать в среднем роде и смысл будет: я не хочу принимать никакого участия в том, что они считают для себя избранным, в их греховных утехах, в их, на преступлении основанном, счастьи и т. д. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их** См. Толкование на [[old:ps:140:03#lopuxin_ap|Пс. 140:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их. Часто мы слышим от детей своих, когда они сделают какую-нибудь шалость или провинность, – оправдания и уклончивые увертки, вроде тех: «Нет, это не я, это вот он, или она», или еще: «Это вот он велел мне, – пойди, говорит, и скажи», или: «Сделай вот этак и возьми это», и проч. Да и одни ли дети так поступают? Нередко такого рода **словеса лукавствия** мы слышим и от взрослых людей. Лукавая наклонность сердца нашего к самооправданию, к извинению себя во грехах есть одно из пагубных последствий грехопадения наших прародителей. Когда Господь Бог спросил первого грешника: «//Кто возвести тебе, яко наг еси, аще не бы от древа, егоже заповедах тебе сего единаго не ясти, от него ял еси//?» Он не обвинил себя, как бы следовало, не сказал, что согрешил, преступив заповедь, которую принял из уст Самого Господа, но сказал: «//Жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох//». Равным образом и жена на вопрос Господа: «//Что сие сотворила еси//?» – отвечала не раскаянием и молитвою о прощении, а сложением вины своей на змия: «//змий прельсти мя, и ядох//» [[old:gen:03:11|(Быт. 3:11–13)]]. Следствием сего было то, что грех, не извергнутый тотчас из сердца искренним покаянием и чистосердечным исповеданием, не очищенный слезами искреннего раскаяния, остался в душе грешника и породил в ней злую наклонность не только к новым грехопадениям, но и к самооправданию во грехах (**непщевати вины, о гресех**), и эта злая наклонность сделалась прирожденною всем потомкам Адамовым, стала наследственною их болезнию душевною. Как искушенный опытом жизни и еще более, как пророк, Давид знал, что «//от сердца исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы: сия суть сквернящая человека//» [[new:mf:15:19|(Мф. 15:19–20)]], и потому понятна молитва его о том, чтобы Господь не попустил уклониться сердцу его «к словам лукавым, для извинения дел греховных, вместе с людьми, делающими беззаконие», как это выражено по переводу с еврейского, то есть пророк молится, чтобы Господь не попустил уподобиться ему в сем случае врагам его, которые делают всякое беззаконие и тут же выдумывают разные отговорки для извинения или оправдания себя. Последняя прибавка к стиху: **и не сочтуся со избранными их**, – по переводу с еврейского читается: «и да не вкушу я от сластей их», а толкуется св. отцами так: и да не будет у меня общения с избранными из них, т.е. с более богатыми и сильными. «Избранными, – говорит блж. Феодорит, – пророк называет здесь людей лукавых и благоденствующих» [6, с. 660]. «Таким людям, – говорит св. Иоанн Златоуст, – особенно свойственно искать предлогов и бесстыдствовать. Здесь пророк выражает, что должно избегать удовольствий и пиршеств людей, где особенно возрастает грех, и где бывает много бесстыдства». //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]