[<10>] ====== Толкования на Пс. 141:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 4-5 **Внегда изчезати от Мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Сматрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою** **Внегда исчезати от мене духу моему.** Делал это я, видя чрезмерность бедствий, потому что превитал я близ самой смерти. **И Ты познал еси стези моя.** Сказать: **Ты познал еси стези моя** — свойственно твердо уповающему на правоту избранного пути жизни и на дела. Видя же, как мысленные, душевные враги предустроили, чтобы Саул вошел в пещеру захватить Давида, справедливо сказал: **скрыша сеть мне**, которую обратила в ничто настоящая молитва. Ибо, судя по человечески, застигнутому в пещере преграждены были все пути к исшествию, и некому было избавить или взыскать душу его. **На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне.** Если кто представит Давида в пещере, то найдет, что сказано это весьма кстати. **Смотрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене.** Упражняющимся в добродетелях поставив на пути также пороки, от которых всего труднее остеречься, как бы идущему к мудрости сокрыли сеть, т. е. мудрость не Божию, и ищущему ведения поставили на пути лжеименное знание. Изречете же это имеет некоторое сходство с сказанным: //при стези соблазны положиша ми// ([[old:ps:139:06|Пс. 139,6]]). Можно и в переносном смысле понимать сети, в который впадает не остерегающийся, — о чем говорит: **смотрях одесную.** Ибо честолюбцам положены сети одесную. **Погибе бегство от мене, и несть взыскали душу мою.** Ибо не было возможности спастись бегством из пещеры, когда вход в нее занять был Саулом. Никто, говорит Давид, не ищет спасения души моей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Внегда изчезати от мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне** Когда малодушные люди особенно падают, а многие и произносят богохульные слова, тогда он особенно любомудр­ствует, научаясь такому расположению духа от скорби. Поэтому, когда ты видишь, что кто-нибудь отчаивается во время скорби, или произносит какие-нибудь непристойные слова, то причиною этого считай не скорбь, а малодушие говорящего, потому что скорбь по существу своему обыкновенно произ­водит противное: внимание, душевное сокрушение, глубокое размышление, преспеяние в благочестии. Потому Павел и говорит: //«от скорби происходит терпение, от терпения опытность»// [[new:rim:05:03|(Рим.5:3, 4)]]. Если же иудеи во время скорбей роптали, то этот ропот происходил не от скорби, но от их безу­мия; святые, подвергаясь скорбям, делались более славными и любомудрыми. Потому и сам пророк говорил: //«благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился оправданиям Твоим»// [[old:ps:118:071|(Пс.118:71)]]. И Павел: //"но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен»// [[new:2kor:12:09|(2Кор.12:9, 10)]]. Видишь ли, как и пророк во время скорби более ободряется, прибегает к Богу, прилепляется к Нему с большею силою и в самой глубине зол (это означают слова: **"когда исчезал из меня дух мой»**), тогда-то и делается особенно ревностным? Слова: **"Ты и **(тогда)** знал стези мои»** другой переводчик (Симмах) передал так: потому что //«ты знаешь»// (σὺ γὰ οιδας). Псалмопевец говорит: **«стези мои: на пути сем, по которому я ходил, скрыли сеть мне»**. Если кто примет эти слова в переносном смысле, то уразумеет, что так поступает диавол, не издали строя козни, но скрывая их близко. Вот почему с нашей стороны и требуется великая бдитель­ность. Он скрывает свою сеть, в милостыне – тщеславие, в посте – гордость, скрывает не на других путях, но на тех са­мых, по которым мы ходим, что особенно тяжело. **//Беседы на псалмы. На псалом 141.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Внегда изчезати от мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне** **«Внегда исчезати от мене духу моему».** Сделал же сие, видя чрезмерность бедствия; потому что вселялся при самой смерти. **«И Ты познал еси стези моя».** Все мое явно для Тебя, и ни один из поступков моих не скрыт от ока Твоего. **«На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне».** И ловцы зверей следят пути, и ставят на них, чем можно уловить. Им подражая, Саул разведывал о Давиде, и как скоро дознавал, где Давид, ставил ему там засады. Тоже делает и диавол; идущему путем целомудрия полагает он сеть сластолюбия, а любящему подавать милостыню – мрежу тщеславия, несребролюбцу – представляет поводы к любостяжанию, девству – к гордости, короче сказать, для всякаго образа жизни есть у него средство, как уловить. ===== Евфимий Зигабен ===== **Внегда изчезати от мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне** **Внегда исчезати от мене духу моему.** Это, говорит, я делаю потому, что нахожусь в опасности смерти. Не ожидая ни откуда помощи, всецело обратился к Богу. **И Ты познал вcи стези моя.** Так я поступаю, потому что нахожусь в крайней опасности; но Тебе, Господи, известны пути моей жизни, Ты знаешь, что я ничего не сделал из того, что по зависти несправедливо клевещут на меня. **На пути сем, по нему же хождах, скрыта сеть мне.** И на этом пути бегства моего они скрыли сеть, тайно воставши против меня и заперши предумышленно выход мне. Можно это разуметь также и о духовных врагах, которые не только на пути порока расставляют сети, но, что важнее, и на пути добродетели, как например в милосердии сеть тщеславия, и в терпении — гордость и мечтательность. Почему и //Сирах// сказал: Знай, что среди сетей ты идешь и по крепостным городским стенам ходишь [[old:prsir:09:19|(Сир. 9, 19)]]. //Феодорита//: Как охотники сидят пути зверей и на них поставляют сети, так и диавол для идущего по пути целомудрия поставляет сеть сластолюбия, для упражняющегося в милостыни — тенета тщеславия, для нелюбостяжательнаго — случаи к возбужденно сребролюбия, и вообще для каждого в жизни — легко уловляющую засаду. ===== Евагрий Понтийский ===== **Внегда изчезати от мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне** [Духовным оком можно] рассмотреть, что одни из нечистых помыслов следуют по [самому] пути добродетели, а другие идут близ этого пути. Те [помыслы], которые препятствуют осуществлению заповедей Божиих, пребывают близ пути; наоборот, те [помыслы], которые не только не убеждают отказаться от осуществления этих заповедей, но внушают [их ревностно исполнять], а когда они исполнены, побуждают [нас] хвастаться перед людьми, — эти вот помыслы, как можно наблюдать, находятся на [самом] пути, [стараясь] погубить либо цель нашу, либо должный способ осуществления [той или иной] заповеди. Вследствие этого творящему заповедь необходимо творить ее ради Господа и радостно, ибо сказано: «//Благотвори с радушием//» [[new:rim:12:08|(Рим. 12, 8)]]. Ибо какая польза мне, если я совлеку с себя помысел корыстолюбия посредством благодеяния и помысел чревоугодия посредством воздержания, но [вместо них] облекусь в помысел тщеславия или ропота? Во всяком случае, я буду убежден в том, что во время молитвы под воздействием этих помыслов со мной случается то же самое, что и под воздействием первых, — отпадение от света, который своим сиянием окружает ум во время молитвы. Об этих помыслах и блаженный Давид пишет: «**На пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне**»; и еще: «//Ужы препяша сеть ногама моима. При стези соблазны положиша ми//» ([[old:ps:139:05|Пс. 139, 5]]–6). Ведь //при//, как кажется мне, означает вблизи стези. //**О помыслах.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Внегда изчезати от мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне** **От мене** указывает на такое утомление духа, что он близок был разлучиться с телом. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Внегда изчезати от мене духу моему, и ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне** См. Толкование на [[old:ps:141:03#lopuxin_ap|Пс. 141:3]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Внегда изчезати от Мене духу моему, и Ты познал еси стези моя: на пути сем, по немуже хождах, скрыша сеть мне. Сматрях одесную и возглядах, и не бе знаяй мене: погибе бегство от Мене, и несть взыскаяй душу мою** Продолжая свою молитву к Богу, пророк говорит, что опасное положение его со стороны врагов доходит до крайней степени, и он, хотя не подвергается отчаянию, но сознает изнеможение и упадок духа своего, в чем и признается (**внегда изчезати от Мене духу моему**). И чем более сознавал это, тем большую надежду возлагал на Бога, выражая в своей молитве, что Господу Богу известны стези, или те жизненные пути, по которым он, волею Промысла Божия, должен был пройти к своему назначению. Словами: **Ты познал еси стези моя** – пророк выразил также уверенность свою в том, что у Господа Бога готовы и те способы, какими Он мог и хотел спасти его от опасности со стороны врагов. Высказывая (**возвещу**) печаль свою пред Богом, он жалуется на то, что враги его скрытно расставили **сети для него**, как выражено по переводу с еврейского: «На путь, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня». Жалуется далее на то, что между людьми не имеет никакого защитника. «Смотрю, – говорит, на правую сторону и вижу, что никто меня не признает; убежища не стало для меня, никто не заботится о душе моей» (пер. с евр.). В прежнее время, как бы так говорит, я мог бегством спасаться от врагов, а теперь и этого средства не имею (бегство погибе от Мене) и нет никого из людей, кто бы позаботился о моей жизни, и несть взыскаяй душу мою. По изъяснению блж. Феодорита, «ни от кого, говорит пророк, ни с какой стороны не видел я помощи. Ибо правою стороною назвал тех, которые принадлежат к числу благомыслящих» [7, с. 1107]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]