[<10>] ====== Толкования на Пс. 142:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века** **Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века.** Темнотою означает неведение, в каком некогда пребывал; ничем тогда, говорит, не различался я от мертвого. //Мертвыми века// именует древле бывших идолослужителей. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века** Можно думать, что это сказано о Сауле, который был врагом ему и тогда преследовал его. Можно, в переносном смысле, разуметь и врага – диавола, потому что он непрестанно преследует людей Божиих. Как же мы можем избавиться от его преследования? Если найдем такое место, куда он не может войти. А какое, скажешь, это место? Какое же другое, кроме неба? А как можно, взойти на небо? Послушай Павла, который говорит и объясняет, что мы еще облегченные плотью можем обитать там: //«ищите горнего, //говорит он,// где Христос сидит одесную Бога»// [[new:kol:03:01|(Кол.3:1)]]; и еще: //«наше же жительство – на небесах»// [[new:fil:03:20|(Флп.3:20)]]. **"Смирил до земли жизнь мою»**. Слово: **«смирение»** имеет много значений. Есть смирение добро­детели, напр., когда говорится: //«сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит»// [[old:ps:050:19|(Пс.50:19)]]. Бывает смирение от несчастий; бы­вает и от грехов. Здесь пророк говорит о смирении от несчастий. Это выражает он, продолжая: **"смирил до земли жизнь мою»**. Бывает смирение от гордости, напр., когда говорится: //«возвышающий сам себя, унижен будет»// [[new:lk:18:14|(Лк.18:14)]]. Бывает и другого рода смирение – от ненасытимости. Что презреннее тех, кото­рые погребают себя в богатстве, власти и славе? Такие люди низки в двояком отношении: во-первых, потому, что пресмы­каются по земле; во-вторых, потому, что почитают важными такие вещи, подобно малым детям, которые считают важными бабки, мячики и другие игрушки. Это – знак не того, что сами вещи важны, но того, что занимающиеся ими имеют ум не­совершенный и низменный. Впрочем, у детей это – недостаток возраста и природы, а у тех – вина воли. Человек, ставший мужем и пришедший в полный возраст, считает важным делом пиршества, блудодейства и роскошь; что может быть презреннее этого? Многие называют таких даже людьми великой души, но сами они еще гораздо презреннее их. Будем же знать, в чем состоит истинное величие и от чего происходит низость. Ничто не делает столь высоким, как презрение к упомянутым вещам. Псалмопевец говорит затем о смире­нии – от несчастий. **«Посадил меня в темноте, как от века умерших"**. Он говорит о двояком несчастии: о том, что – **"в темноте»**, и что – **«от века умерших"**, означая тем и другим тогдашний плен. Как и находясь во тьме, можно делать что-нибудь при зажженном светильнике, то он, желая сильнее выразить крайность бедствий, названием **"умерших"** увеличивает печальную картину. Таковы и те, которые живут во грехах: они подобны мертвым, находящимся во тьме. Хотя они бывают окружены бесчисленными светильниками, хотя являются свет­лыми от одежд и других украшений, но они нисколько не лучше уже умерших и находящихся во тьме, даже гораздо хуже их, потому что та тьма естественная, а эта зависит от преступной воли. Есть тьма будущая, о которой говорит Господь: //«связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю»// [[new:mf:22:13|(Мф.22:13)]]; есть и тьма греховная: //"сидящих, //говорит евангелист,// во тьме и тени смертной»// [[new:lk:01:79|(Лк.1:79)]]. Также Павел: //"мы – не сыны ночи, ни тьмы»// [[new:1sol:05:05|(1Сол.5:5)]]; и еще: //«осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце»// [[new:rim:01:21|(Рим.1:21)]]. Подобно тому как находящееся во тьме не знают свойства вещей, так и живущие во грехах бывают слепы, не различа­ют являющихся предметов, гоняются за тенями, как за истин­ными вещами, гоняются за богатством, удовольствиями и властью, не узнают врагов, не узнают и друзей, доверяясь врагам как друзьям, и враждуя против друзей как против врагов. Не видишь ли ты ежедневно бедных, которые взывают, плачут, и никто не слушает их? Почему же другие не слушают? Потому, что диавол **"посадил их в темноте, как от века умерших"**. Что для тех – тьма и смерть, то для них – бесчеловечие. Сидящим в тьме свойственно не видеть угрожающих бедствий; тоже испы­тывают и они, не видя предстоящих бедствий, стремясь в бездны и пропасти. Сидящим во тьме свойственно со всею сме­лостью решаться на дела постыдные; так поступают и живу­щие в нечестии, подобно сидящим во тьме и как будто нет ни одного человека, который видел бы дела их, они дерзко решаются на все преступления, среди городов, как будто в пустыне. Сидящие во тьме находятся в постоянном страхе; та­ковы и нечестивые. Ни один корыстолюбец и хищник не сво­боден от страха, хотя бы он безмерно превозносился и по внешности казался веселым. Таково свойство совести. Подобные люди и прежде были неизвинительны, а тем более теперь, когда воссияло Солнце правды, а они еще продолжают сидеть во тьме. Почему же они еще сидят во тьме, когда воссияло Солнце? По слабости своего зрения. Погрузившись в рытвины, пещеры и пропасти нечестия, они не могут взирать на лучи Его, по сла­бости своего зрения. **//Беседы на псалмы. На псалом 142.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века** **«Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой».** Посему умоляю сподобить Меня Твоей истины и правды, не тогда как Ты будешь судиться со мною, но когда будешь осуждать меня и врагов; потому что ими низложен я с царскаго престола, изгнан из отечества. О сем унижении его свидетельствует и история; потому что Давид //«идяще босыми ногами, покрыв главу, и плачася»// ([[old:2ts:15:30|2Цар.15:30]]). **«Посадил мя есть в темных, яко мертвыя века».** Изгнанный и принужденный проводить время в местах пустынных, ни чем не отличаюсь от мертвеца, заключеннаго во тьму. ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века** **Яко погна враг душу мою.** Предыдущее «яко» означает причину, a сие (яко) есть повествовательное. Врагом здесь Давид называет повествовательно Авессалома, а в высшем значении диавола. // Златословесного:// Ибо диавол непрестанно преследует. Как же нам освободиться от сих гонений? Если бы мы нашли место, куда бы можно было войти! но где такое место? на небе ли? но как возможно взойти теперь на небо? послушай Павла говорящего, что и в сопряжении с плотью можно пребывать там: о горнем, говорит, помышляйте; также: наше жительство на небесах. **Смирил есть в землю живот мой.** Чувственный враг мой Авессалом повергнул, говорит, меня в землю, не потому только, что наклонился к земле и сделался согбен под бременем несчастий, но и потому что и сижу и сплю на земле и (хожу) без обуви и в слезах, как беглец и скитающийся по горам. Сверх того и мысленный враг мой диавол, низринув с небесных предметов, повергнул меня в земные и дольние. Впрочем, выражение унижения (смирения) имеет много значений, по изъяснению //Златоуста//. Ибо означает не только добродетель смирения, но и происходящее от бедствий и от грехов и от гордости и от сребролюбия. Ибо производимое сребролюбием унижение представляет себе и самую малую и мелкую монету великим количеством и малозначительные и бесценные ему считает за достожеланные и драгоценные, как и малые дети представляют чем-то великим косточки и свистки. Здесь Давид говорит об унижении, происходящем от бедствий. **Посадил мя есть в темных **(обстоятельствах)**, яко мертвые века.** Чувственный, продолжает, и мысленный враг мой поверг меня во тьму печали и омрачил ум мой. А выражение: как мертвых от века, употреблено для представления омрачения в высшей степени и силе; ибо не сказал просто: как мертвых, но с прибавлением века и указанием чрез сие на древних, чтобы с особенною силою показать тяжесть и великость скорби и тесноты своей; так как древние мертвецы находятся в глубокой тьме, как засыпанные множеством земли. Слова //Златословесного:// Говорит о двойном бедствии, что посадил в темных и как мертвых от века. Поелику и в темном месте можно что-нибудь делать при горящем светильнике; то, чтобы показать с большею силою чрезмерность бедствий, именем мертвых усилил выражение печали. Таково то состояние живущих во грехах: находясь в них они подобны мертвым во тьме. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века** **Смирить в землю** – унизить, втоптать в прах, низвести до края могилы. **В темных**, т.е. местах, по объяснению одних – образное выражение великого бедствия, вероятнее – шеол, в который псалмопевец как бы уже продан, подобно тем, которые навсегда разлучены с миром, навеки мертвы (**мертвые века**); или: подобно тем, которые уже тысячелетия скончались и о которых уже никто не вспоминает. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века** //Враг преследует меня; я теряю мужество и успокаиваюсь только размышлением о делах Твоих// //"Втоптал в землю жизнь мою"// - опасность угрожает мне смертью, нисхождением в землю, во гроб. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Яко погна враг душу мою: смирил есть в землю живот мой: посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое** Словами 3-го стиха пророк выясняет причину, побудившую его обратиться с молитвою к Богу о том, чтобы не входил с ним //в суд//, потому что на этом суде не оправдаться не только ему, но и всякому человеку, живущему в мире сем (//не оправдится пред Тобою всяк живый//). Прося Господа Бога о прощении ему вины за грех его, по Его милости и человеколюбию, пророк приносит жалобы на то, что враг ищет его смерти, довел его до крайнего унижения и заставил его скрываться в пустыне. В этих несчастных событиях пророк Давид видит указание на то, что Господь подверг его Своему праведному суду, вследствие которого его постигли настоящие бедствия, как наказание за его грехи. Вполне сознавая, что причина его страданий в его грехах, он умоляет Бога оказать ему милосердие, простить ему грехи: от этого зависит желаемое им избавление от настоящих бедствий, как последствий греха. «Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших» (по переводу с еврейского). Этими словами пророк выражается как бы так: Враг старается озлобить меня, чтобы лишить меня жизни. И мы знаем из библейской истории, что действительно таковы были замыслы Авессалома и его ближайших советников. Ахитофел советовал Авессалому немедленно, с многочисленным войском, напасть на Давида, который, с небольшим числом преданных ему людей, удалился в пустыню и, утомленный походом, искал отдохновения. Нападу на него, говорил Ахитофел, когда он будет утомлен, и приведу его в страх, и все люди, которые с ним, разбегутся, и я убью одного царя, и всех людей обращу к тебе [[old:2ts:17:01|(2 Цар. 17:1–3)]]. Чрез Хусия Давиду сделался известен этот замысл на жизнь его и, может быть, именно под влиянием этого страшного известия пророк и обратился к Богу с мольбою о помиловании и избавлении его от преследования его смертельного врага. «Втоптал в землю жизнь мою», т.е. довел меня до крайнего унижения. И действительно, вследствие восстания Авессалома, Давид подвергся многочисленным оскорблениям и унижениям. Помазанник Божий был оставлен почти всем своим народом и принужден был бежать из Иерусалима. Он шел пешком, босой, в разодранной одежде, со слезами и с покрывалом на голове. Во время этого, и без того скорбного, пути он подвергся позору и ругательствам от Семея, который бросал в него камнями и грязью, называл его убийцею, беззаконником и кровопийцею [[old:2ts:16:05|(2 Цар. 16:5–8]], [[old:2ts:16:13|13)]]. На Давида враги его смотрели, как на человека ничтожного, отверженного и осужденного на погибель. Можно ли представить унижение большее того, чем какому подвергся царь Израильский, и не имел ли Давид основания сказать: «Враг втоптал в землю жизнь мою?» В том же смысле объясняет сии слова блж. Феодорит, говоря от лица пророка: «Врагами низложен я с царского престола, изгнан из отечества», – и вслед за сим прибавляет: «О сем унижении его свидетельствует и история, потому что Давид «//идяше босыми ногами, покрыв главу, и плачася//» [[old:2ts:15:30|(2 Цар. 15:30)]] [6, с. 664–665]. Далее пророк уподобляет себя людям давно умершим (//посадил мя есть в темных, яко мертвыя века//), которые положены во гроб или могильную пещеру и, следовательно, навсегда лишены возможности видеть свет и наслаждаться им. Поводом к уподоблению себя людям, давно умершим и принужденным находиться во тьме, пророку послужила или вообще мертвая, безжизненная пустыня, в которую он удалился от преследования Авессалома, или же то, что, находясь в пустыне, он должен был укрываться в темных пещерах. Поэтому блж. Феодорит передает смысл изъясняемых слов так: «Изгнанный и принужденный проводить время в местах пустынных, ничем не отличаюсь от мертвеца, заключенного во тьму» [6, с. 665]. В Священном Писании вообще слова «тьма» и «мрак» очень часто употребляются для изображения скорби, страданий, мучительного состояния. Так, время великих несчастий и бедствий, постигавших народ иудейский, по определению Божественного суда, святые пророки называли «тьмою, отсутствием сияния и света» (см. [[old:am:05:18|Ам. 5:18]], [[old:am:05:20|20]]), днем «//тьмы и мрака, днем облака и мглы//» [[old:sof:01:15|(Соф. 1:15)]]; так и в Писании Нового Завета вечные мучения диавола и грешников называются жизнью во тьме кромешной, во мраке тьмы вечной (см. [[new:mf:22:13|Мф. 22:13]], [[new:mf:25:30|25:30]]; [[new:iud:01:06|Иуд.1:6]], [[new:iud:01:13|13]]). Последствием перенесенных Давидом преследований, унижения и тревожных опасений за свою жизнь было то, что уныл в нем дух, и онемело в нем сердце его: он почувствовал упадок мужества, почти потерял надежду на возможность избавления от опасностей и врагов, и напал на него такой страх, что сердце его почти перестало биться. Это мучительное состояние духа известно и понятно всякому, кто подвергался грозной опасности и переживал тяжелые минуты ужаса. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]