[<10>] ====== Толкования на Пс. 142:7 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров** **Скоро услыши мя Господи, исчезе дух мой.** Прилично — произносить это в крайних обстоятельствах, когда бедствует у кого душа. Но не в человеческих делах следует этим пользоваться. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров** Что говоришь ты? Побуж­даешь врача спешить к уврачеванию тебя? Нет; но стражду­щие души, равно как и больные люди, обыкновенно призы­вают врачей, хотя еще не пришло время, и требуют скорее доставить исцеление. Так и он просит и присовокупляет причину: **"дух мой исчез"**. Бог может и из мертвых воскре­сить, а тем более избавить прежде смерти; но, как я сказал, здесь обнаруживается слабость природы. Псалмопевец знал, что для Бога все легко, но не мог переносить удара бедствий. **"Не отвращай лица Твоего от меня, (а иначе) я уподоблюсь сходящим в могилу»**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«не скрой лица твоего от меня»// (μὴ κρύψης). А от­чего бывает это отвращение? Сам Бог говорит чрез Исаию: //«рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать..., грехи ваши отвращают лице Его от вас"// [[old:is:59:01|(Ис.59:1–2)]]. Итак, когда мы сделаем что-ни­будь греховное, то Он отвращается от нас. //«Чистым очам Твоим, го­ворит пророк, не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь»// [[old:avm:01:13|(Авв.1:13)]]. Потому Он отвращается и от людей надменных: //«на кого Я призрю, //говорит,// на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим»// [[old:is:66:02|(Ис.66:2)]]? **//Беседы на псалмы. На псалом 142.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров** **«Скоро услыши мя Господи, изчезе дух мой».** Сим выразил Пророк чрезмерность грусти; потому что крайне скорбящим свойственно страдание сие. **«Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров».** Если возгнушаешься молитвою моею по причине греха; то немедленно предан буду смерти. Смерть Пророк иносказательно назвал «рвом». Как заключенному во рве не возможно выдти без помогающих: так умершему не возможно возвратиться к жизни, если не угодно сие будет Богу. ===== Евфимий Зигабен ===== **Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров** **Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой.** Скоро, прибавляет, услыши молитву мою, Господи; потому что едва не выходит и не оставляет меня мертвым душа моя. Слова //Златоуста//: Что ты говоришь? Ты побуждаешь врача ко врачеванию? Вовсе не так. Но и это свойственно душам угнетенным скорбью, как делают и больные, просить врачей, хотя и не позволяет время доставлять скорое освобождение. Посему и прилагая причину, он говорит: оскудел дух мой. **Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров.** Не отврати, продолжает, Господи, лица Твоего от меня, и не оставь меня: потому что если Ты оставишь меня, я скоро умру и уподоблюсь мертвым; так как мертвые отходят в ров, т. е. в гроб; и действительно лишенный Твоей помощи и благодати мертв. Отвращает же лице свое Бог, когда лишает злых людей милостивого призрения и промышления своего, после чего они делают дела недостойные взора Божия; почему Аввакум сказал, что чистое око не видит зол: чистое око не может видеть зла [[old:av:01:13|(Ав. 1, 13)]]. Слова //Евсевия//: Доколе лице Твое удостоивает меня просвещения своего, дотоле свет Твой во мни и дотоле я могу говорить: знамение явилось на нас света лица Твоего. А когда отвратишь лице Твое, что знаменует гнев, тогда я узнан буду тьмою и уподоблюсь падающим с высоты в ров зол. //Феодорита//: Ибо если Ты возгнушаешься за грех униженным сим прошением моим, то я немедленно предан буду смерти. Ибо рвом по известному обороту выражения назвал смерть; потому что как невозможно заключенному в ров (в темницу) уйти без содействия других, так и умершему—ожить без воли Божией. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящым в ров** Да приидет она поскорее, потому что внутреннее стеснение (**исчезе дух мой**) и внешняя опасность (**уподоблюся низходящим в ров**) велики. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Скоро услыши мя, Господи, изчезе дух мой: не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящим в ров** Угрожаемый опасностию жизни, пророк умоляет Господа о **скором услышании** его молитвы и вместе с тем просит, чтобы Господь **не отвращал лица** Своего от него. «Дух мой изнемогает, – говорит он (пер. с евр.), – и я близок к состоянию отчаяния и погибели». **Отвратить лице** Свое, отвернуться и, следовательно, скрыть лицо свое от кого-нибудь – значит выразить пренебрежение к нему за какой-нибудь проступок, или вообще за дурное и достойное осуждения поведение, выразить тем гнев свой и негодование на кого-нибудь. Если гнев человека может причинить нам немало скорбей, страданий и бедствий, то какие скорби, страдания и бедствия могут постигнуть нас, когда, вследствие наших грехов и беззаконий, отвратит Свое лицо от нас не человек, но Сам Господь, Владыка неба и земли, во власти Которого находятся счастие и несчастие, жизнь и смерть всех существ, Им сотворенных! Когда Он отвращает от нас лице Свое, Свой милостивый взор, тогда наступает конец нашему благополучию, все расстраивается и спутывается в нашей жизни, в наших отношениях, все обращается против нас и делается для нас источником бедствий и страданий, от которых мы, наконец, неминуемо погибнем и исчезнем с лица земли, если Господь не смилуется над нами и не обратит на нас Своего промыслительного взора. «//Скроешь лице Твое,// – говорит пророк в другом месте, –// и все Твои создания мятутся; отнимешь дух их – умирают, и в персть свою возвращаются//» [[old:ps:103:29|(Пс. 103:29)]]. В бедствиях, от которых пришел в уныние и изнеможение дух пророка, он видит ясное указание на то, что Господь прогневался на него, **отвратил **от него** лице** Свое. Поэтому-то и вырывается из уст его моление: **не отврати лица Твоего от Мене, и уподоблюся низходящим в ров**, – прекрати, Господи, Свой гнев на меня, воззри на меня милостивым оком, иначе **уподоблюсь я нисходящим** в могилу, т.е. мне не избежать угрожающей мне смерти. // **Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]