[<10>] ====== Толкования на Пс. 142:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою** **Слышану сотвори мне заутра милость Твою.** Разумеет утром бывшее воскресение Господа; или, может быть, молится, чтобы наступило утреннее воскресение Христово, которым мы помилованы. **Скажи мне Господи путь, в оньже пойду.** Молится, чтобы сподобиться ему евангельского учения. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою** Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«услышанною сотвори мне с утра милость твою»// (εξ ορθρου), т.е. скоро. Видишь ли душу, находящуюся в скорби и смущении? Она хочет быть услышанною прежде испытания, чтобы укре­питься надеждами и испытанием. Смысл этих слов следую­щий: воставь меня по Своему обещанию. Затем присовокупляет и основание прошения: **"я на Тебя, **говорит,** уповал"**. Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему. **«Покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею»**. Что говоришь ты? Когда и природа имеет закон, в самом начале внедренный в нее Богом, и Моисеевы писания обнов­ляют его, ты опять просишь: **«покажи мне, Господи, путь, по коему мне идти»**? Это можно понимать или так: совесть моя заглушена грехом, и потому я прошу обновить ее; или под именем пути здесь разумеется многое, неизвестное людям, на что указывает и Павел, когда говорит: //«мы не знаем, о чем молиться, как должно»// [[new:rim:08:26|(Рим.8:26)]]. Если же Павел, при таком ведении, не знал этого, то можно ли удивляться словам Псалмопевца? Впрочем, посмотри, он не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает тому начало. Он не просто сказал: **«покажи мне, Господи, путь»**, ведущий к Тебе, но что? **"Ибо к Тебе я вознесся душою моею»**, т.е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры. Таким людям особенно Бог указывает путь. Вот потому-то об иудеях Господь, на вопрос, почему Он говорит им в притчах, сказал: //«что они видя не видят, и слыша не слышат»// [[new:mf:13:13|(Мф.13:13)]]. А слово: **"вознесся»** зна­чит: я перенес, или передал Тебе душу мою. **//Беседы на псалмы. На псалом 142.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою** **«Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах».** Покажи мне человеколюбие Твое, говорит Пророк, и да не обманусь в надежде. Под словом: //«заутра»// разумеет он здесь: скоро. **«Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою».** Будь мне руководителем, говорит Пророк, и покажи правый путь; ибо, отрешив душу свою от всего человеческаго, Тебе предоставляю ее, Владыка. ===== Евфимий Зигабен ===== **Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою** **Слышану сотвори **(возвести)** мне заутра милость Твою; яко на Тя уповах.** Возвести, говорит, и открой, Господи, скоро (ибо это значит: заутра), что Ты окажешь мне милость, дабы и прежде испытания милости Твоей на опыте и самым делом, я мог быть утешен уже одною сею вестью и обещанием милости Твоей. На каком же основании Ты можешь открыть мне, что окажешь мне милость свою? На том, отвечает, что я всецело уповал на Тебя: такое упование от всего сердца способно скоро привлечь милость Божию. По словам //Афанасия//, молится о приближении утреннего воскресения Христова, которым мы помилованы. **Скажи **(возвести)** мне, Господи, путь, в онже пойду, яко к Тебе взях душу мою.** Почему Давид просит здесь, чтобы Господь открыл ему путь спасения, тогда как и естественный закон и писанный учат о сем? Ответствуем, что Давид просит сего, или потому, что естественный закон написанный в совести, завален и покрыт грехом,—для того, говорит, мне нужно обновление его Твоею благодатию и Твоим наставлением; или потому, что человек не знает многих полезных предметов; почему и просит здесь (Давид) Бога о непосредственном открытии оных. Почему и Павел пишет: ибо мы не знаем, чего просить нам должно [[new:rim:08:26|(Рим. 8,26)]]. К Тебе, говорит, устремляюсь и прилепляюсь: посему яви мне путь спасения, по которому ходя непогрешительно, я могу придти к Тебе. Того же //Афанасия//: Давид молится о возвещении ему евангельского учения. //Златословесного//: К Teбе я возвел душу мою, значит: к Тебе устремляюсь, на Тебя смотрю. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою** Да окажет Господь вскоре (**заутра**), на основании надежды его (**уповах к Тебе**, **взях душу мою**), действительную (**слышану сотвори**) помощь, и научит его поступать правильно, причем только и возможно получить помощь. **Путь** и //земля права// означает путь добродетели. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-10 **Слышану сотвори мне заутра милость твою, яко на тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к тебе прибегох. Научи мя творити волю твою, яко ты еси Бог мой: Дух твой благий наставит мя на землю праву** //Я жду от Тебя помощи, как жаждущая земля дождя. Даруй мне Твою милость и избавь от врагов// //"Рано услышать милость"// - увидеть скорую помощь. - //"Укажи мне путь, по которому мне идти"//, //"научи меня исполнять волю Твою"//, //"Дух Твой благий да ведет меня в землю правды"// - выражения синонимические. Научи меня, Господи, неуклонному следованию Твоим заповедям, чтобы мне быть достойным обитать в той земли (Палестине), которую Ты назначил только для праведных. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 8–9 **Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах: скажи мне, Господи, путь, в оньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох** Находясь в самых тяжких и трудных обстоятельствах своей жизни, царепророк Давид продолжает умолять Бога о скорой милости. В то же время, выражая свое полнейшее упование на Бога, он надеется на скорое получение помощи от Него. Увлеченные льстивыми словами и обещаниями Авессалома, израильтяне в большинстве изменили Давиду и предались на сторону возмутившегося царского сына. Провозглашенный царем, Авессалом с большим войском двинулся на Иерусалим. А Давид, застигнутый врасплох и пораженный страхом, с незначительным числом преданных ему людей, в великом смятении и с глубокой печалью, поспешно удалился из своей столицы в пустыню Иудейскую. Мятежники вступили в Иерусалим. Вот в это время, по всей вероятности, в одну из тревожных ночей, он обратился к Богу с молитвою подать ему помощь, утешить его радостным известием. Насколько близка была к нему опасность, угрожавшая его жизни со стороны врагов, настолько же нужна была ему и скорая помощь от Бога, и потому он умолял и надеялся получить эту помощь и милость Божию не далее, как **заутра**, т.е. на утро следующего дня. Уповая на Тебя, говорит, я не теряю надежды, что Ты, Господи, не оставишь меня в этом крайне затруднительном положении и обрадуешь меня Своею милостию и помощию. «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти», т.е. научи меня, как я должен поступить, на что мне решиться в теперешнем моем опасном положении. Ибо «к Тебе возношу душу мою» (пер. с евр.), нуждаясь в помощи и вразумлении; я не надеюсь на человеческие силы и мудрость, не жду от них пользы, напротив, по словам св. Иоанна Златоуста, «к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры», в надежде получить от Тебя вполне мудрый и безопасный совет и верное указание того, как я должен поступить, на что решиться теперь. Такую же полную и совершенную преданность Богу выражают и дальнейшие слова: «Избавь меня, Господи, от врагов моих; к Тебе прибегаю» (пер. с евр.). Слова эти означают, что пророк оставил всякую надежду на помощь человеческую и прибегает к Богу, у Него только ищет убежища и защиты, и под Его только покровом надеется избавиться от опасностей и бед, угрожающих ему от врагов. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]