[<10>] ====== Толкования на Пс. 143:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят** **Человек суете уподобися.** Каждый из людей уподобился миру сему. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят** Другой переводчик (Симмах), вместо: **"суете",** говорит: //«дуновению»// (ατμω). Слово: суета означает не что иное, как тленность, смертность, кратко­временность. Здесь пророк говорит о теле. Потому и Авраам говорит: //«я, прах и пепел»// [[old:gen:18:27|(Быт.18:27)]]; и Исаия: //«Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет»// [[old:is:40:06|(Ис.40:6, 7)]]. Что же значит: **"подобен суете"**? Т.е. ничтожеству; все человеческое непрочно и непостоянно, все проходит и исче­зает. **«Дни его, как тень, проходят"**, т.е. и тогда, когда являются, не имеют никакой силы, и скоро пролетают. И на самом опыте ты можешь видеть это, предста­вив людей, которые украшены почестями, ездят на колесни­цах, облечены властью, заключают других в темницы и на­казывают. Чем отличаются они от тени не только во время смерти, но еще прежде смерти? Как скоро они лишаются вла­сти, то все это проходит и исчезает; а предметы истинные – за здешнею жизнью; там и воздаяния, и наказания истинные, и блага, и неподкупный Судия. Между тем все здешнее подобно детским играм: сегодня – судия, завтра – подсудимый. Так часты перемены и неожиданны превращения! **//Беседы на псалмы. На псалом 143.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят** //Феодотион// говорит: //человек уподобился испарению//, //Симмах// – //пару//; потому что, подобно пару удобно образующемуся и разсевающемуся истлевает естество человеческое, и подобно тени проходит жизнь человеческая. А Ты столько заботился о бренных человеках! ===== Евфимий Зигабен ===== **Человек суете уподобися; дние его, яко сень преходят** Человек, по словам его, уподобился суете, т. е. по смертному своему телу; и потому что ничто человеческое не постоянно и не твердо, но все временно. Суета и малозначительность и ничтожность, бесполезная тщательность, как сказал Соломон: суета сует, все суета [[old:ekl:01:01|(Екк. 1,1)]]. И не только человек суета, но и дни жизни его скоро проходят и исчезают, как тень, которая, являясь за короткое время, представляется чем-то, и потом редеет и исчезает. //Григорий Богослов//: Что же такое— уподобился суете? я (уподобился) ничтожеству: потому что ни в чем человеческом нет ничего постоянного, твердого, ровного, достаточного и до конца одинакового, но все проходит и минует и одно только непостоянство и изменение во всем имеет постоянство. Ибо все легко приходит, проходит и заменяется другим, так что более можно доверять ветрам и тени (писанию) на воде, нежели человеческому благоденствию. И //Златоуст//: Все здешнее подобно детской игре: кто ныне сам судил, на другой день бывает судим другими, кто горд в управлении, тот часто переходит в другую жизнь от рук палача, богатый становится бедным, неизвестный часто овладевает всем; и часты перемены, не ровны переходы. ===== Лопухин А.П. ===== **Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят** Может быть, что слова этого стиха относятся к Голиафу, который, при уверенности в своей силе и победе над Давидом, не предполагал, как близка к нему гибель. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Человек суете уподобися: дние его яко сень преходят** См. Толкование на [[old:ps:143:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 143:3]] [<10>]