[<10>] ====== Толкования на Пс. 143:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся** Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«когда ты преклонил небеса и снисшел и коснулся гор, они возды­мились»// (κλίναντός σου … εκαπνίσθησαν). Какая здесь связь речи? Великая и неразрывная с предыдущим. Начав говорить о человеческой слабости и по­казав ничтожество человеческой природы, пророк и здесь опять низлагает гордость людей надменных и, продолжая речь, выражает как бы следующее: надлежало бы им самим видеть слабость своей природы и не высокомудрствовать; но так как они не хотят этого, то Ты покажи Своими делами, до какой они дошли низости. **«Господи! Приклони небеса и сойди»**. Говорит так не потому, будто Бог действительно нисходит, – возможно ли сказать это о Вездесущем? – но выражается о Боге человекообразно для того, чтобы посредством человекообразных выражений тронуть грубых слушателей. И **«прикосновение»**, хотя представляется вели­чественным, гораздо ниже достоинства Божия. Богу не нужно прикасаться к горам, чтобы они воздымились, даже не нужно и мановения; но довольно одной воли и хотения. Таким обра­зом, сказав о слабости человеческой, он говорит и о могу­ществе Божием, сколько человек может сказать, – потому что и это гораздо ниже величия Его. **//Беседы на псалмы. На псалом 143.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся** **«Господи, преклони небеса, и сниди».** Пророк выразился по человечески, зная, что естество Божие не ограничивается небом, но призывая помощника для наказания врагов. **«Коснися горам, и воздымятся».** Сие было на горе Синае. Ибо сказано: //«гора дымяшеся»// ([[old:ish:19:18|Исх.19:18]]). ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи! приклони небеса и сниди; коснися горам, и воздымятся** Как Бог сходит долу, когда Он вездесущ и все исполняющ? Ответствуем, что Давид так говорит приспособительно к людям, то есть как прилично говорить грубым людям, чтобы ужасными сими словами устрашить гордых и высокоумных и смирить высокомерных, не помышляющих о ничтожности своей природы, чтобы смирить себя: так как то, что от одного прикосновения Божия горы дымятся, как будто явление Бога есть огонь, по словам Златоуста, хотя и есть вещь и зрелище страшное, но гораздо ниже естественного совершенства и величия Божия. Потому что Бог по одной воле своей может произвесть таковые горы. Итак, Давид говорит: сойди, Господи, и коснись горам для наказания тех, которые сами собою не рассуждают о малости и ничтожности человеческой природы, но напротив того надмеваются и гордятся: сойди, потому что и в древности такое же страшное зрелище было на Синайской горе когда Бог сошел на нее, и вся гора сия казалась дымящеюся, как бы от пещи горящей. И все это было для той цели, чтобы в сердцах смотревших на сие евреев произвесть великий страх, а чрез сие более вразумить и смирить их. Потому-то и Моисей сказал к убоявшимся Иудеям по причине схождения Божия на Синай: не бойтесь; ибо для искушения вас Бог пришел к вам, чтобы был страх его в вас, чтобы вы не грешили [[old:ish:20:20|(Исх. 20,20)]]. //Евсевия//: В высшем значении пророк молился о том, что Бог-Слово сошел с высоты своей, приклонив примечаемые в Нем силы свои, и сошел для истребления врагов, потому что человек не в состоянии выдержать столь сильное ополчение их. Ибо какая крепость в смертном и уподобившемся суете! Посему да удостоится он Твоего посещения тогда, когда ты, приклонив небеса, сойдешь, коснешься (поразишь) злых демонов и погасишь пламень их, ибо сие значит глагол—воздымятся. //Феодорита//: Употребил человеческий образ выражения, зная впрочем, что естество Божие не описывается небом и призывая помощника для наказания врагов. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся** Но так как Бог в Своей беспредельной любви столько снисходит человеку и не раз уже приходил на помощь псалмопевцу, он и в настоящей опасности, угрожающей ему со стороны коварных соседей, просит Божественной помощи. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 5-7 **Господи, преклони небеса, и сниди: коснися горам, и воздымятся: блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы твоя, и смятеши я. Посли руку твою с высоты, изми мя и избави мя от вод многих, из руки сынов чуждих** //Господи! Приклони небеса, блесни молниею, простри руку Твою и спаси меня от иноплеменных, которые полны лжи// Господь всемогущ: ему подчиняются и пред Ним трепещут горы, Он сыплет молнии. Окажи и мне защиту в борьбе со врагом, пошли с неба чудесную помощь мне (//"простри с высоты руку Твою"//). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 5–6 **Господи, преклони небеса и сниди: коснися горам, и воздымятся: блесни молнию, и разженеши я: посли стрелы Твоя, и смятеши я** Такими же словами и выражениями, какими здесь пророк умоляет Бога, в псалме [[old:ps:017:start|17]] рассказывает он о том, как Господь Бог избавил его из руки Саула и от всех врагов его (см. [[old:ps:017:08|Пс. 17:8]], [[old:ps:017:10|10]], [[old:ps:017:15|15]]). Как тогда, по молитве пророка, при поражении врагов его, тряслась земля и **дымились горы** от **прикосновения** десницы Божией, **блистала молния**, летели **стрелы** и приводили в **смятение** врагов, – словом, происходили такие же, точнее, подобные тем, небесные явления, какие были видимы во время синайского законодательства; так и теперь молится пророк: «Приклони, Господи, небеса и сойди; коснись гор, и воздымятся. Блесни молнией и рассей их, пусти стрелы Твои и расстрой их» (пер. с евр.). Давид молится, чтобы Господь Бог поступил так с его врагами для устрашения их, чтобы столь страшными угрозами навести страх на гордых, высокоумных и преданных суете людей, которые сами собою не рассуждают о малости и ничтожности человеческой природы. С тою же целию, по свидетельству пророка Моисея, наведен был страх и на израильский народ, чтобы более вразумить и смирить его [[old:ish:20:20|(Исх. 20:20)]]. Таким образом, теми же словами пророк и прошедшие благодеяния Господа благодарственно прославляет, и о будущих милостях просит, желая выразить, что как прежде он был избавлен от бедствий чудным и необыкновенным образом, так надеется спастись и в предстоящих угрожающих ему опасностях. По словам Евсевия, «в высшем значении молниею называет пророк евангельскую проповедь, которою рассыпаны полчища злых демонов, а стрелами – св. апостолов, посредством которых вонзил стрелы в мысленных врагов» [7, с. 1118]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]