[<10>] ====== Толкования на Пс. 143:13 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти** **Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие.** Собирали они богатство не небесное, но земное. **Овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих.** Скоты их тучны и многоприплодны. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти: несть падения оплоту, ниже прохода, ниже вопля в стогнах их** Описывает такой вид богатства, который кажется второстепенным, а теперь, может быть, считается первостепенным. Что значит: **"полны"**? Стесненные. Не вмещается, говорит, в хранилищах бо­гатство их. **«Овцы их многоплодны, размножаются на путях своих, волы их тучны"**. И это считалось немалым благопо­лучием. У древних богатство состояло в этом, – в стадах крупного и мелкого скота и в хлебных зернах, – пока не явилась нынешняя роскошь. **«Нет трещин в ограде (у них), ни прохода (через нее), ни крика на площадях их"**, т.е. и земледелие охраняется с великою заботливостью и с великим тщанием, плоды созревают, ограды стоят твердо, виноградники возделываются и ограждаются со всех сторон. **«Ни крика на площадях их"**. Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): //«во дворах их»// («επαύλεσιν»). Вот еще вид благоденствия, который не всегда бывает при богатстве, это – тишина, спокойствие, безопасность, – когда никто не строит козней, никто не нападает, когда нет ни шума, ни смятения. **//Беседы на псалмы. На псалом 143.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти** **«Хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие».** Когда видят, что влагалища их наполнены сверх нужды, излишнее переносят в другия влагалища, подобно сказавшему: //«разорю житницы моя, и большия созижду»// ([[new:lk:12:18|Лк.12:18]]). **«Овцы их многоплодны, множащияся во исходищах своих, волови их толсти».** Скот у них тучен и многоплоден. ===== Евфимий Зигабен ===== **хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти** **Хранилища их исполнена, отрыгающая** (преизливающиеся)** от сего в сие** (из одного в другое). Сокровищницы, прибавляет, и беззаконных и нечестивых столь полны богатством, что не вмещая множества сокровищ, выпоражниваются из одного хранилища в другое, или кладовые с пшеницею, вином и елеем их опоражниваются из меньших в большие, по причине, как полагает //Феодорит//, великого изобилия плодов, как делал и безумный богач, сказывая: сломаю житницы мои и построю просторнее [[new:lk:12:18|(Лук. 12, 18)]]. **Овцы их многоплодны, множащыяся во исходищах своих; волове их толсти.** Овцы, продолжает описание, у нечестивых многоплодны, т. е. или многорождающие по два и по три вдруг всякий раз, или каждый год по два раза, вследствие чего выходя на пажить они бывают уже многочисленны. Ибо исходами называет или рождения овец, или выходы их на пажить. И волы их также тучны, каковы, по словам //Оригена//, в изобильном Египте В других списках, также у //Златоуста// и //Феодорита//, написано с острым ударением на предпоследнем слове: πολυτον (многоплодны) и означает действие в отношении к рождающим овцам, Ибо πολυτονα есть страдательное и употребляется не в отношении к рождающим, а к рождаемым (во множестве рождающиеся). У древних, по словам //Златословесного//, все богатство состояло в коровьих и овечьих стадах и плодах их до изобретения нынешней беспечной жизни. Тоже, по словам //Никиты//, и Иов говорит о нечестивых: Почему нечестивые живут и состарились в богатстве? Посевы у них благополучны и дети у них пред глазами; их домы изобильны, и страха нет нигде. Наказание от Господа не посылается на них. Коровы у них не выкидывают; чревоносящая сберегается, плода не теряет. И они как вечные овцы. Дети их играют друг с другом: взяв псалтирь и гусли в руки, увеселяются пением песней (псалма); и оканчивают жизнь свою среди благ[[old:iov:21:07| (Иов. 21, 7)]]. Впрочем, несколько ниже говорит о них: светильник нечестивых угаснет; и постигнет их истребление; болезни придут на них от гнева. И Давид, сказав так в [[old:ps:072:03|72]] псалме: Я поревновал беззаконным, видя мир грешников, далее говорит: как они пришли в запустение, внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое. Иносказательно же, по словам того же //Никиты//, //сии// слова можно понимать так: сыны прежнего иудейского народа благоцветущи, а плоть праведника и верного христианина слаба и мудрование умерщвлено. Ибо они говорят: хотя внешний наш человек и тлеет, но внутренний со дня на день обновляется. Дщери Сионские у необрезанных ходят с выпрямленною шеею и мигают глазами; почему они и не были храмом Божиим, как святые души верующих, но подобием храма, в котором живет дух злой. И у Иудеев, или язычников сокровища излишни и преизливаются, потому что они собирали сокровища на земле; а у верных сокровища на небеси. У первых овцы многоплодны и волы тучны, каковы и на богатых пажитях Египта; а стадо праведника составляет души нетленные и благие и словесные овцы. Сверх того и мысли неправославных суть сыны их и сравниваются с новосаждениями, коих крепость не в совершенстве, а в юности; дщери же их суть речи слишком украшенные словосочинением и свойственным песням выражением; почему и составляют не храм, а подобие его, поелику не имеют в себе божественной мысли подобно словам Священного Писания, которое составляет храм Божий для занимающихся им правильно. ===== Лопухин А.П. ===== **хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти** См. Толкование на [[old:ps:143:12#lopuxin_ap|Пс. 143:12]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **хранилища их исполнена, отрыгающая от сего в сие: овцы их многоплодны, множащыяся во исходищих своих: волове их толсти** См. Толкование на [[old:ps:143:12#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 143:12]] [<10>]