[<10>] ====== Толкования на Пс. 144:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Праведен Господь во всех путех своих и преподобен во всех делех своих** **"Путями"** он называет здесь распоряжения Божии, промышление, попе­чение, с каким Он благоустроил все. Все дела Его, гово­рит, достохвальны, исполнены чудес, не подают никому никакого повода к осуждению, хотя иные и беснуются и безумствуют. Дела Его в сущности своей таковы, что они сияют, блестят, проповедуют Создателя, Его промысл, попе­чение, человеколюбие, правду, святость. **//Беседы на псалмы. На псалом 144.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих».** Во всяком же домостроительстве Твоем просиявает правда; потому что //«путями»// Пророк назвал домостроительства. ===== Евфимий Зигабен ===== **Праведен Господь во всех путех своих, и преподобен во всех делех своих** Праведен, продолжает, Господь во всех распоряжениях и попечениях своих; потому что их, как полагает //Феодорит//, он называет путями. А что выше означает: преподобный, то здесь значит: праведный. Посему последующими словами: преподобен во всех делах своих, Давид изъясняет предыдущие: праведен Господь во всех путях своих, почему все три предложения и выше означенное в [[old:ps:144:13|13м]] стихе: и преподобен во всех делах своих, и сии два (в 17 ст.) имеют одно и то же значение. Или Бог праведен в заповедях своих, как учредивший их праведно, не дав таких, которые превышают силу, но совершенно соразмерные с способностью тех, которым заповедал оные. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 17–20 **Праведен Господь во всех путех Своих и преподобен во всех делех Своих. Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине: волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я** Господь, как Царь всего мира, свят и праведен во всех действиях Своих, или, что то же, во всех путех Своих. Тот же смысл имеют и повторенные (см. 2-ю половину ст. 13) здесь слова: и преподобен во всех делех Своих. Если можно сказать о других царях, земных, что они тоже стараются быть справедливыми, то тем более о Боге, Царе Небесном, пророк с особым вниманием и благоговением выражается здесь (пер. с евр.): «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине». Указывают иногда на дальность расстояния, как на причину, препятствующую, как земным царям, так и Богу, слышать жалобы на несправедливость царских слуг и приставников. Существует даже старинная поговорка такого рода: «До Бога высоко, до царя далеко», но эта поговорка совершенно не основательна, и если и имеет какое-либо значение, то разве в отношении некоторых земных царей. Что же касается Небесного Царя, Бога, то никакие расстояния не могут удалить Его от людей, молящихся Ему или молитвенно призывающих Его, потому что Он, как Бог вездесущий и всеведущий, близок ко всем, в особенности к тем, которые призывают Его во истине, т.е. усердно и искренно молятся Ему и просят Его только о том, что согласно с Его святой волей. О спасительной силе молитвы нередко напоминает нам Слово Божие. Так, апостол Иаков говорит, что за болящих нужно молиться Богу, с участием пресвитеров церковных, и такая молитва веры спасет болящего, и отпустятся ему грехи его (Иак.5:14–15). То же говорят пророки и другие апостолы: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32; Рим.10:13; Деян.2:21). И здесь пророк Давид говорит то же самое, именно, что Господь не только молитву призывающих Его услышит и спасет их, но и волю боящихся Его сотворит, т.е. всякое желание их, согласное с волей Божией, исполнит. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]