[<10>] ====== Толкования на Пс. 144:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Хранит Господь вся любящыя его, и вся грешники потребит** И то не малое дело про­мысла – охранять, доставлять безопасность, проявлять Свое про­мышление. **«Грешниками»** пророк называет людей неизлечимо больных, не желающих исправиться. Если же кому-нибудь и из любящих Его Он попускает подвергаться смерти, то и это для сохранения их, как случилось с Авелем, потому что хотя тела их разрушаются, но по душе они делаются более светлыми, а после получат и тела нетленные. **//Беседы на псалмы. На псалом 144.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Хранит Господь вся любящия Его, и вся грешники потребит».** Пророк показал, как праведен Господь во всех путях Своих. А праведному свойственно уделять каждому полезное для него. Посему-то благорасположенных к Нему оберегает и хранит, и избавляет от злоумышляющих: а возлюбивших противоположный сему путь предает казням. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хранит Господь вся любящые Его, и вся грешники потребит** Господь, продолжает, хранит любящих Его всем сердцем от зол, в хранении от которых они имеют нужду; и истребит из народа своего всех не кающихся, но пребывающих в неисцелимой нераскаянности грешников. //Златословесного//: Если же Бог попускает некоторым из любящих Его подвергаться мучениям и казням, то и это означает хранение Его, как это случилось с Авелем. Ибо хотя тела их и разрушаются, но по душе они становятся светлее, а после сего и тела получат нетленными. //Eвcевия//: Ты же заметь мне, что хотя Писание во многих приятнейшими словами успокаивает слушателя, обращает взор его к благости Божией, но для обращения нашего повторяет угрозы наказанием (как здесь): потому что многие из нас имеют нужду в сем, дабы мы не пренебрегали богатства благости Его и, по упорству нашему, не умножили себе гнева. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 20–21 **Хранит Господь вся любящыя Его, и вся грешники потребит. Хвалу Господню возглаголют уста моя: и да благословит всяка плоть имя святое Его в век и в век века** В предпоследнем (20-м) стихе псалма сего пророк Давид говорит, как бы обращаясь к людям грядущего, Нового Завета, – говорит о любящих Бога, тогда как в предыдущем (19-м) стихе он говорил о людях, боящихся Бога, успокаивая последних тем, что Господь исполнит не противные Ему желания их, и молитву их услышит и спасет их. Здесь же пророк как бы проводит границу между Ветхим Заветом, когда был дан Закон Божий чрез Моисея, и принят был народом израильским не столько верою, сколько страхом, и между Новым Заветом, данным чрез Христа, Сына Божия (Ин.1:17), и принятым после всеми языки, не столько страхом, сколько верою и любовию. Дарование ветхозаветного Закона сопровождалось грозными, устрашающими явлениями, между тем, как Новый Завет, не имея никаких страшных предвестников, явился в лице Иисуса Христа, как тихий Свет «святыя славы безсмертнаго Отца Небеснаго, святаго блаженнаго», Которого воспели ангелы небесные, при рождении Боголепного Младенца, и все совершенное Сыном Божиим на земле дело спасения рода человеческого было утверждено Духом Святым, снисшедшим на апостолов в 50 день, по вознесении Христа на небо. При даровании Закона ветхозаветного, говорил Господь об обязанности человека знать и почитать Бога и близких к человеку людей, а о любви к Богу и ближнему ничего не было сказано, тогда как в Новом Завете Господь Иисус, на вопрос некоего законника, хотя и кратко, но ясно выразил весь Закон так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки» (Мф.22:37–40). А при другом случае, объясняя, в чем состоит любовь к Богу, Иисус Христос говорил: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». И еще прибавил: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:15, 21,23). Значит, спасение Свое Господь уготовал всем тем, которые любят Бога и эту любовь свою доказывают исполнением заповедей Божиих. Это же самое говорит здесь и пророк псалмопевец: хранит, т.е. бережет и спасает Господь любящыя Его, и вся грешники (всех нераскаянных грешников), как недостойных Его милости и любви, потребит, или, что то же, – истребит. После того он заканчивает свой псалом таким же хвалением Богу, каким и начал его, прославляя величие Его, как Царя всего мира, преславные дела Его и вечную славу и великолепие Царства Его, и, вместе с тем, выражая желание, чтобы святое и достохвальное имя Господне было славимо всеми живыми существами (да благословит всяка плоть) в бесконечные веки веков. **//Объяснение священной книги псалмов.//** [<10>]