[<10>] ====== Толкования на Пс. 145:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-9 **Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит** Видишь ли, как он всяким образом доказывает, что промышление Божие простирается на все, что Его дело – избавлять от бед­ствий, утолять голод, освобождать от уз? Впрочем, это отча­сти могут делать и люди; но следующее – нет. Он исце­ляет, говорит, слепоту, восстановляет падших, прослав­ляет сияющих добродетелью, спасает беззащитных, утешает и ободряет скорбящих и бедствующих от сиротства и вдов­ства. Потом, сказав:** «любит праведников»**, показывает, что Бог многим помогает даже за одно только несчастье. Так, алчу­щих Он питает потому, что они алчут, хотя в этом нет добродетели; связанных разрешает потому, что они связаны, хотя и это не добродетель, а несчастье; слепым дает зрение по причине слепоты, хотя и это не заслуга, а несчастье, – равно как и расслабление, и странничество, и сиротство, и вдовство. Если же Он помогает находящимся в несчастьях, то тем более подвизающимся в добродетели. Итак, если Он и мо­жет и хочет, и все дела Его постоянны, если Он и прини­мает добродетель и милует за несчастья, то почему ты не остав­ляешь защитника ненадежного, слабого, тленного, и не прибе­гаешь к сильному и непобедимому, Который не укоряет за несчастья, но избавляет от них, и может сделать все, чего хочет? Посмотри, с какой точностью выразился пророк и в последних словах. Он не сказал: грешников погубит, но **"путь"** их, т.е. дела их. Бог не отвращается от существа, но ненавидит пороки. **//Беседы на псалмы. На псалом 145.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники** См. Толкование на [[old:ps:145:06#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 145:6]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Господь умудряет слепцы.** Господь возводит низверженные. Господь, говорит, разрешает и освобождает не только тех, которые связаны узами чувственными и житейскими бедствиями и заключены в мрачных темницах, но и тех, которые связаны узами грехов своих. Далее, Господь не только умудряет лишенных телесных глаз, так что сей недостаток чувственных очей восполняет подаваемая им от Бога мудрость, но еще и не имеющим душевных очей. А равно Господь восстановляет не только падших из состояния здоровья в состояние болезненное, из счастья телесного в несчастье, но и тех, которые ниспали из добродетели в порок, каковы были язычники, которые по отношению к добродетели были связаны, почему и не могли производить ее, и слепцы в отношении к истине и—низринуты в пропасть погибели. //Феодорита//: В сих словах предсказывает о произведенных Спасителем чрез вочеловечение Его благодеяниях, о которых предвозвестил Бог всех чрез Исаию. Ибо, сказав: Я дал тебя во свет народов, прибавил: отверзать очи слепым, извести из уз окованных ими, и из темницы сидящих во тьме; и в другом месте: тогда услышать глухиe слова книги и покрытые тьмою и мглою очи слепых прозрят [[old:is:42:06|(Исаии 42, 6-7)]]. //Оригена//: Называет едиными тех, которых Господь умудряет, которые не видят ни своих совершенств, ни чужих недостатков. **Господь любит праведники.** См. Толкование на [[old:ps:145:09#evfimij_zigaben|следующий стих]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Господь умудряет слепцы** Страх перед геенной побуждает новоначального избегать зла; преуспевающим [в духовной жизни] даруется рвение в осуществлении добродетелей, [порождаемое] желанием воздать [добром за полученные] блага; таинство же любви возносит ум над всеми тварями, делая его слепым по отношению к тому, что после Бога. Только подобных **слепцов** и умудряет Господь, являя им более божественные вещи. //**Главы о богословии.**// [<10>]