[<10>] ====== Толкования на Пс. 146:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет** Хотя отпустил их Кир, но все это совершилось не по его рассуждению, а по мановению Божию. Другой переводчик (Симмах), вместо: **"зиждущий»**, сказал: //«созиждет»//, а вместо: **«рассеяния»** – //«изгнанных»// (οικοδομήσει… τοὺς εζωσμένους). Почему же пророк говорит так? Потому, что они не все вдруг возвратились, но собира­лись после отпуска мало-помалу. **//Беседы на псалмы. На псалом 146.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет».** И за то, говорит Пророк, надлежит песнословить Его, что возсоздаст разоренный Иерусалим, и соделавшихся пленниками сподобит возвращения. Если же не все возвратились, то не Божие слово оказалось ложным, но обличилось их самих лукавство. Бог всем чрез Кира повелел возвратиться, но имевшие упорный нрав отечеству предпочли чуждую страну. ===== Евфимий Зигабен ===== **Зиждяй Иерусалима Господь разсеяния Израилева соберет.** Господь, продолжает, строит Иерусалим. А это согласно с сим: если не Господь созиждет дом, то вотще трудятся созидающие [[old:ps:126:01|(Пс. 126, 1)]]. Соберет же Господь Иудеев тех, которые находились в различных местах Вавилона; так как все вдруг они не возвратились в Иерусалим, но по малому количеству. А по словам //Евсевия//, Христос созидает, как истинный Иерусалим,—Церковь свою по всей вселенной из камней живых; Он же и ежедневно возвращает в Церковь свою рассеяния тех, которые высшими способами изображают Израиля; или созиждет и небесный Иерусалим из имеющих внутреннее достоинство и великую цену камней, согласно с следующим пророчеством Исаии: вот я приготовляю, как уголь камень твой, а в основание Твое сапфир, а сделаю стены Твои из ясписа и ограду твою из камней избранных, т. е. из добродетельных душ, которые удостоятся войти в тамошнее здание [[old:ps:054:11|(Псал. 54, 11)]]. //Златословесного//: Ибо хотя и Кир их отпустил, но это не зависело от его расположенности, а все от благоволения Божия. //Феодорита//: А если не возвратились, то не слово Божие оказалось чрез сие ложным, а открывается злонравие их. Он чрез Кира повелел всем им возвратиться, а они, имея расположенность противную, предпочли чужую землю отечественной. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **Зиждай Иерусалима Господь: разсеяния Израилева соберет: изцеляяй сокрушенныя сердцем и обязуяй сокрушения их:** Повод к восхвалению Господа - возвращение из плена еврейского народа и восстановление Иерусалима. Эти события, являясь началом новой, национально самобытной эры жизни, исцеляют те скорби в евреях, которые были последствием сознания, что в плену они - рабы, потерявшие политическую и гражданскую самостоятельность, о которой сетовали и которой страстно желали. Теперь эти сетования закончились и желания евреев осуществились. [<10>]