[<10>] ====== Толкования на Пс. 146:8 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И злак на службу человеком.** Службою человеков называет волов, мулов и прочий скот. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь: прозябающему на горах траву и злак на службу человеком** Чтобы кто-нибудь из бесчувственных не сказал: что мне до небес­ного? – пророк тотчас присовокупляет и пользу для людей, показывая этим прибавлением и то, для чего Бог покрывает небо облаками. Для тебя, говорит, для того, чтобы приготовить тебе дождь; и для тебя, чтобы он произвел траву. Посмотри на мудрость пророка: он говорит о благах всеобщих, которые Бог даровал всем, и таким образом заграждает уста безумным с особенною силою. В самом деле, если Бог так щедр для неверных, что и собирает облака, и низво­дит дождь, и оживляет землю, то тем более сделает добро вам, которые называетесь собственным его народом. **"Произращающему на горах траву»**. Смотри, как щедродательно Его промышление: не только на возделанной земле, но и на горах Он предлагает обильную Свою трапезу, приготовляет пищу для скотов, которые сотворены на служение людям. **//Беседы на псалмы. На псалом 146.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь».** То и другое служит доказательством и силы и благости. Как благий и человеколюбивый, Он промышляет о том, что на земле: а как всемогущий, возносит выспрь водное естество, закрывает от взоров небо, как бы некий кров между небом и землею устрояя облаками, а тем что порождают они, орошая землю. Потом Пророк показывает происходящую от сего пользу. **«Прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком».** Ибо орошает не только возделанную людьми землю, но и горы и места пустынныя, доставляя скотам произрастающий на них корм; делает же сие в благодеяние людям; потому что скотам повелел быть в услугах у людей. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 8-9 **Одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь; прозябающему на горах траву, и злак на службу человеком, Дающему скотом пищу их.** Пойте, продолжает, Господу, покрывающему небо облаками с тою целью, чтобы дать дождь. А дает дождь для произращения зелени и травы, которые произращает для напитания ею травоядных животных как кротких, так и диких. И в [[old:ps:103:13|103м]] псалме сказано: напояющий горы с высот своих. А если Бог напояет горы и холмы, то не гораздо ли более плодоносную землю? И если Бог промышляет о бессловесных животных, то не гораздо ли более о словесных, т. е. людях, для которых и словесные животные произвел? Подобным же образом сказано и прочее в предначинательном оном псалме; так он говорит: посылающий траву скотам и зелень на службу человекам, где и смотри изъяснение [[old:ps:103:14#evfimij_zigaben|сего]]. //Евсевий//, вопрошает: почему трава для скотов растет сама собою, а пища для людей не растет подобным образом? Итак, разум, поколику Бог, даровавший разум людям, прилично возлагает на них сию заботу о себе. А как бессловесным Бог не дал сил разума, то Сам приготовляет им пищу, произращая траву на горах. Очевидно из сего, что действие промысла Божия простирается и на природу бессловесных животных. Слова //Феодорита//: И то и другое есть доказательство силы и благости, ибо как милостивый и человеколюбивый, Он промышляет о том, что находится на земле, а как всесильный, на высоте держит вещество вод, из неба делает вид свода и посредством облаков составляет между небом и землею род крыши и производя из них воду, орошает ею землю и не только орошает возделываемую людьми землю, но и горы и места пустынные и произращающую на них сочную траву доставляет скоту, и это делает на благодеяние людям, так как скот назначил на службу человекам. **И птенцем врановым призывающым Его.** И в [[old:ps:103:27#evfimij_zigaben|103-м]], т. е. предначинательном, псалме сказано: все от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время, где и найдешь изъяснение их. А это закон естественный: потому что птенцы воронов, как оставляемые и непитаемые родившими их, по причине немилосердия и ненависти к детям их, кричат несчастные громко и смотрят вверх с разинутым ртом, и таким образом как бы просят пищи у Бога. Посему Бог неизреченным образом питает их в доказательство божественного своего промысла и милосердия и благости ко всем. Вследствие сего попечения Божия падает в рот их некоторая тонкая влага, увлекая за собою с воздуха некую пищу, и они ею питаются. Призывают же сии птенцы Бога не потому, что они знают Бога подобно разумным людям, но потому, что они так предсталяются призывающими Бога, и имеют вид призывающих, и что жалкий вопль их похож на моление людей, почему преимущественно об одних воронах и упоминает здесь. В высшем же значении птенцы воронов были язычники, как нечистые, черные и скверные по душе, по причине омрачения и осквернения себя нечестием и грехом. Им-то дал Бог пищу духовную и нетленную. А как возвратившиеся в Иерусалим из рабства Вавилонского были слабы и бессильны и безоружны и лишенные всякой другой силы, то посему, чтобы не смущались и не боялись, Давид врачует их смущение в следующих за сим словах. Пищу же сию, говорит мудрый //Никита// (от которого почерпнул вышесказанное вместе со многими другими предметами Кир //Евфимий//), составляют малые животные, летающие около гнезда воронов и обращающиеся в пищу птенцам их. Слова //Григория Богослова//: Подобные наименования берутся совместительно, так что по сему образу выражения под частью разумеется целое, т. е. родом воронов означаются все роды птиц. Еспер также и Арктур упоминаются в означение всех звезд и устройства их. Так сказано, что и птенцы вороновы призывают Бога в означение целого рода пернатых. Если же (прибавляет //Златоуст//) Бог столько промышляет о бессловесных птицах животных, и не доставляющих услуги людям, то тем более о людях. Слова //Феодорита//: Потому-то, думаю, и Владыка Христос, оставив прочих пернатых, упомянул о воронах и сказал ученикам своим: посмотрите на воронов, что Отец ваш небесный питает их [[new:lk:12:28|(Лук. 12, 28)]]. //Исидора Пилусиотского//: и источник благости (т. е. Бог) желая, смягчить справедливое негодование //Фесвитского// пророка на Иудеев, устроил для него пропитание чрез врана—сей чадоненавистной птицы, рождающей, но не питающей. Потому певец, хотя и вся тварь по естественному закону взирает на Творца, упомянул только о воронах, и у Иова также написано: кто приготовил ворону пищу [[old:iov:38:41|(Иов. 38, 41)]]. [<10>]