[<10>] ====== Толкования на Пс. 147:1 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе** См. Толкование на [[old:ps:145:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 145:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе** Не к городу пророк обращает речь, а к жителям его. Как поступает он во всей книге, так поступает и здесь. Он часто увещевает и советует благодарить Бога за благодеяния и надеяться не на здание и не на крепость стен, а на Его промышление. Павел знал вышний Иерусалим, о котором говорит: //«а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам»// [[new:gal:04:26|(Гал. 4:26)]]; также и Сионом призна­вал он Церковь, когда говорил: //«вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, а к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах»// [[new:evr:12:18|(Евр. 12:18, 23)]]. Поэтому можно в переносном смысле и к ней относить слова: **«восхвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! Ибо Он укрепил запоры ворот твоих, благословил сынов твоих (жить) в тебе".** Действительно, Бог оградил ее гораздо безо­паснее Иерусалима, не вереями и вратами, но крестом и зна­мениями Своей силы, которою Он везде устроил ее ограду, сказав: //«и врата ада не одолеют ее»// [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Так, вначале и все цари, и народы, и города, и пол­чища бесов, и вся сила диавола, и другие бесчисленные про­тивники нападали на Церковь; но все это рассеялось и погибло, а она, умножаясь, достигла такой высоты, что стала выше самих небес. См. также Толкование на [[old:ps:147:03#svt_ioann_zlatoust|Пс. 147:3]] **//Беседы на псалмы. На псалом 147.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Аллилуия».** И здесь пророческое слово повелевает песнословить; предсказывает же и победу, одержанную по возвращении. Сверх сего предвозвещает, как апостольская проповедь со всею быстротою протекает целую вселенную. Ст. 1-2 **Похвали Иерусалиме Господа, хвали Бога твоего Сионе»: «Яко укрепи вереи врат твоих** При необоримой Божией помощи освободившись от врагов, и не видя вокруг себя осаждающих, песнопениями, Иерусалим, воздай Благодетелю. Иерусалимом же называет Пророк не здания, но жителей города. **Благослови сыны твоя в тебе**, потому что, прияв благословение благочадия и многочадия, соделался ты многолюдным. ===== Евфимий Зигабен ===== **Похвали, Иерусалиме, Господа. Хвали Бога Твоего, Сионе** Хвали, взывает, и прославляй, Иерусалим, Господа: и ты, Сион хвали и прославляй Бога, где Иерусалим есть построенный город, а Сион есть холм, на котором он построен, и оба сии имена суть имена одного и того же города. Впрочем, Иерусалимом, по словам //Златоуста// и //Феодорита//, называет не строения, но жителей сего города //Златословесного//: В высшем значении сии слова: хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сионе, можно относить к Церкви. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе** Этот псалом также из послепленного времени и может быть подобно предыдущему написан во времена Неемии, который, как известно, строил стены и ворота Иерусалима (ср. [[old:neem:07:02|Неем. гл. 7. ст. 2]] с этим псалмом). Псалмопевец побуждает укрепленный снова и густо населенный (//благослови сыны твоя в тебе//), пользующийся миром и внешним также благосостоянием (//тука пшенична//) Иерусалим к прославлению Господа. Пс. этот в евр. составляет с предыдущим один псалом. LXX разделяющие на два, имеют то основание, что [[old:ps:147:start|Пс. 147]] представляет более частные черты в изображении, чем более общий [[old:ps:146:start|Пс. 146;]] последний обращен ко всему народу, первый специально к св. городу; впрочем они оба могли произойти от одного и того же писателя и для богослужебных целей иудеев могли быть соединены вместе. Прибавка: **Аггея и Захарии** у LXX, кажется, указывает на время происхождения. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== [[old:ps:147:02|2]] и [[old:ps:147:03|3]] стихи ясно указывают, что псалом написан по поводу восстановления Иерусалима по возвращении из плена, когда уже были поставлены городские ворота, т. е. заканчивалось его построение и когда полевые работы евреев окупались обильными жатвами. **Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе** //Хвали, Иерусалим, Господа, укрепляющего тебя. Господь утвердил мир в пределах твоих. Господь велик и всесилен: холод, жар, дождь и град происходят по Его воле. И этот Господь дал закон Иакову, но не другому какому народу// Призывается весь еврейский народ к восхвалению Господа, как особенного Попечителя и Покровителя только евреев (ср.[[old:ps:147:09| 9 ст.]]). [<10>]