[<10>] ====== Толкования на Пс. 147:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе** Что значит: **"укрепил запоры»**? Поставил, говорит, тебя в безопасности, сделал непобедимым. **«Благословил сынов твоих»**, т.е. весьма умножил их. Это – один вид благодеяния; а другой выражен словом: **"в тебе"**. Смысл слов его сле­дующий: Он умножил их не в рассеянии, не в разделении, но собрав их **"в тебе"**. **«Благословил сынов твоих (жить) в тебе".** Как вначале Бог сказал: //«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»// [[old:gen:09:01|(Быт.9:1)]], и это слово распространилось по всей земле, так и впослед­ствии Он сказал: //«идите, научите все народы»// [[new:mf:28:19|(Мф.28:19)]], и: //«будет проповедано Евангелие сие в целом мире»// [[new:mf:26:13|(Мф.26:13)]], и это повеление в краткое время достигло самых пределов вселен­ной. Потому Он и говорил: //«если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода»// [[new:in:12:24|(Ин.12:24)]]; и еще: //«когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе»// [[new:in:12:32|(Ин.12:32)]]. При начале мира от одного человека прои­зошли многие, размножаясь по закону природы, и потому дело шло медленнее; а при апостолах общество умножалось не по закону природы, но по благодати, и потому вдруг в один день три тысячи, затем пять тысяч, потом бесчисленное мно­жество, и наконец вся вселенная родилась славным возрожде­нием, Церковь возросла, умножилась и самим делом доказала благословение, которое она получила, потому что //«ни от крови, ни от хотения плоти..., но от благодати Божией родились"// [[new:in:01:13|(Ин.1:13)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 147.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе** См. Толкование на [[old:ps:147:01#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 147:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе.** Хвали, продолжает, и благодари Бога твоего, Иерусалим, за то, что Он укрепил вереи врат твоих и сделал их для врагов несокрушимыми, также за то, что Он благословил сынов твоих, т. е. благословил их размножением их и силою и разумом и богатством, и, что важнее, оказал им ту милость, что они находятся в нем и живут все вместе. Ибо выражение: «в тебе» дает ту мысль, что они живут вместе, как и в другом месте тот же Давид сказал: вот, что так поистине хорошо, или что так прекрасно, как жить братиям совокупно [[old:ps:132:01|(Псал. 132,1)]]. Слова //Златоуста//: Что значит: вереи укрепил? Поставил вне опасности, сделал непобедимым. И еще: ибо надежнее Иерусалима укрепил Церковь, не вереями и вратами оградив ее, но Крестом и сильным изречением своим, в котором поставил для нее везде ограду, сказав: врата ада не преодолеют ее. И благословил сынов твоих в Тебе. Как сказал в начале: плодитесь, и множитесь, и наполняйте землю, и сие слово распространилось по всей земле; так и после сего сказал: идите, научите все народы, и сие повеление в короткое время заняло все пределы вселенной. В начале, по закону природы, из одного произошли многие; а во время апостолов не по закону природы, но благодатью распространил народ; почему вдруг в один день три тысячи, потом бесчисленные, а наконец вся вселенная, добрым сим возрождением родившись, умножились и распространились и самыми делами показали, что получили благословение. А что находящиеся в церкви должны быть соединены между собою, а не разделены, дабы истинно были совокуплены во едином, о том свидетельствует и //Дионисий Ареопагитский//, говоря так: ибо не возможно разделенным между собою совокупляться во едино и быть участниками мирного единения с Единым. (Гл. 3 о церковной Иерархии). ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе** **Благослови сыны** относится к благословению многочадием. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-3 **яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе. Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя** Указание ближайшего повода к восхвалению Господа - укрепление "верей ворот", т. е. завершение постройки Иерусалима и "благословение сынов" Сиона (т. е. евреев вообще), т. е. покойное и беспечальное состояние обитателей Иерусалима, которым не угрожали ни внешние враги, ни недостаток материальных средств к существованию (ср. [[old:ag:01:start|1 гл. Агг]]). [<10>]