[<10>] ====== Толкования на Пс. 147:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя** Можно быть и безопасным и многочисленным, и вместе с тем вести войну. Но здесь он таким выражением показы­вает, что они были свободны и от этой опасности, что не только город был свободен от нападения, но и самые отда­ленные пределы их. Видишь ли, сколько исчисляет он бла­годеяний? Первое и важнейшее из всех выражено словами: **«Бога твоего»**. Этими словами он выразил следующее: Он при­близил тебя к Себе, сделал тебя Своим наследником и, будучи общим Владыкою всех, стал твоим по преимуществу; это – первое и главное из всех благ. Второе благодеяние со­стоит в том, что Он поставил город в безопасности. Третье – в том, что Он умножил их. Четвертое – в том, что Он избавил от войн и смятений не один только город, но и весь народ, и притом не однажды, не дважды, и не трижды делал это, но делает постоянно, так как не ска­зал: утверждающий, но: **«утверждает»**. Если же и случались войны, то не потому, чтобы Бог оставлял их, но потому, что они сами отступали от Него; а Его постоянным делом было – ограж­дать, доставлять безопасность, избавлять от всякого смятения и войны. Вместе с этим благодеянием пророк указывает за­тем и на другие, – на плодородие и обилие земных плодов, научая опять и здесь приписывать все не земле и не свойству воздуха, но промышлению Божию. Каким образом? Следую­щими словами: **«лучшею пшеницею насыщает тебя»**. Смотри: не ска­зал просто: пшеницею, но: **«лучшею пшеницею"**, выражая вели­кое плодородие; тук пшеничный означает сочность плодов. Таковы дары Божии: зрелы и прекрасны. Бог щедро насыщает тебя самою лучшею пшеницею; это самое желая выразить, он не сказал: дающий, но: **«насыщает тебя»**. **«Утверждает в пределах твоих мир»**. Это преимущественно и в собственном смысле можно сказать о Церкви; и притом, что особенно удивительно, она наслаждалась миром в то время, как боролась с врагами, и наслаждалась безопасностью тогда, когда все строили ей козни. Потому и сказал Господь: //«мир оставляю вам, мир Мой даю вам»// [[new:in:14:27|(Ин.14:27)]]. **"И лучшею пшеницею насыщает тебя»**. И это можно в переносном смысле относить к Церкви и разуметь о духовной пище, о том хлебе жизни, который Он даровал нам. **//Беседы на псалмы. На псалом 147.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Полагаяй пределы твоя мир».** Тебе дарован и повсюдный мир; потому что, приведенные в страх избиением врагов твоих, не смеют нападать на тебя и другие. **«И тука пшенична насыщаяй тя».** Бог обогатил тебя земными благами. //«Туком пшеницы»// Пророк назвал обилие плодов, отчасти дав имя целому; потому что пшеница есть растение хлебное, а //«тук пшеницы»// – самый лучший хлеб. Но Пророк означил сим и другие плоды. Таким-то о них промышлением пользовались Иудеи древле; но, с неистовством востав на Спасителя, лишились всех благ. Посему и пророческое слово, сказав сие об Иудеях, предвозвещает спасение язычников. ===== Евфимий Зигабен ===== **Полагаяй пределы твоя— мир, и тука пшенична насыщаяй тя.** Бог, говорит, удалил от всех пределов твоих брань и поставил их в мире, или сделал пределы твои мирными. Он же насыщает тебя не просто пшеницею, но туком (жиром) пшеничным, чем называет самую чистую муку (семидал); ибо семидал есть самая тучная и чистейшая пшеничная мука. И не просто дал ее тебе, но и насытил ею, означая сим речением изобилие и богатство плодов. По словам //Златоуста//: Не город только освободил от злоумышленников, но и самые последние пределы, что значит ορια. Притом не сказал: поставивший, но поставляющий, что значит постоянство. Слова //Феодорита//: Даровал тебе и мир со всех сторон; ибо быв устрашены погибелью убитых, другие не посмели делать нападений. //Оригена//: Пределы Иерусалима (т. е. церкви) все в совершенном мире, а вне пределов ее нет мира. Посему кто не в мире, тот вне пределов Иерусалима (т. е. церкви). Еще //Златоуста//: Это преимущественно и собственно можно относить к Церкви. Ибо, что наиболее удивительно, Церковь, находясь в состоянии брани, имеет мир, и при всех злоумышлениях со стороны других наслаждается безопасностью. Так сказал Господь: мир оставляю вам, мир Мой даю вам. По словам //Никиты// в Своде, под именем пшеницы, как самонужнейшей пищи означил и прочие плоды. Слова //Феодорита//: Пролил, говорит, на тебя блага земные: ибо туком пшеницы назвал изобилие плодов; так как греч. слово «пирос» означает пшеницу, а тук пшеницы есть самый лучший хлеб. А сим выразил и прочие плоды. Но таковым попечением пользовались Иудеи в древности; и когда безумно восстали на Спасителя, тогда лишились всех сих благ. Потому-то и сие пророчество, содержа о них такие слова, предсказывает о спасении язычников. //Оригена//: Это согласно и с другим псалмом: и напитал их туком пшеничным. Зерно же пшеничное есть Спаситель, каким Он Сам назвал Себя. Посему Он есть тот тук, которым Бог называет Иерусалим, т. е. телом Его насыщает Церковь. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя** **Полагай пределы твоя мир**. Он сделал границы города, всю окружность, мирною, изгнал самарян. **Тук пшеничный** ср. [[old:ps:080:17|Пс. 80:17]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Полагаяй пределы твоя мир, и тука пшенична насыщаяй тя** См. Толкование на [[old:ps:147:02#lopuxin_ap|Пс. 147:2]] [<10>]