[<10>] ====== Толкования на Пс. 147:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **посылаяй слово свое земли, до скорости течет слово его** Как обыкно­венно пророк делает, т.е. переносит речь от частных предметов к общим, и от общих опять к частным, так поступает и здесь. Так как он сказал: //«хвали Бога твоего»//, то, чтобы кто-нибудь из безумных не подумал, будто Бог есть Бог только иудеев, показывает, что Он есть Бог всей вообще вселенной, и что промышление Его простирается по всей земле, перенося речь от частного к общему и к про­мышлению Божию, действующему везде. Вот почему, сказав: **«посылает слово Свое на землю**, прибавляет: **скоро течет слово Его»**. Этими словами он показывает, что Бог печется не только о нашей стране, но о всей вселенной. Под **"словом"** он разу­меет здесь повеление, промыслительную деятельность. При­том, желая выразить легкость действий, означает это как на­званием **"слова"**, так и **"течением»**; не довольствуясь и этим, при­бавляет еще: **"скоро"**. Смысл слов его следующий: все, что Бог ни повелевает, совершается с великой скоростью; Он дает повеления по всей вселенной. Какие же дает Он повеления? Касающиеся того, что поддерживает нашу жизнь, – движения воздуха, времен года и других перемен. Какое, скажи мне, слово? Слово, проповеданное апостолами и обтекшее всю вселенную быстрее птицы. Так и Давид, выражая то же в другом месте, гово­рит: //«Господь дал слово благовествующим с великою силою"// [[old:ps:067:12|(Пс.67:12)]]. Если же кто из безумных сомневается в этом, то пусть научится из перемен, происходящих со стихиями, по­смотрит, как снег падает вдруг и в одно мгновенье вре­мени обнимает всю землю, не продолжительно покрывая лицо ее, но вдруг одевая ее. Так как Псалмопевец был проро­ком, и ему свойственно было, предсказывая будущее, говорить неясно и в переносном смысле, то он справедливо распро­страняется о стихиях. Смысл слов его следующий: вся земля будет оглашена словом Божиим, и притом с великой ско­ростью и в краткое время. Потом, чтобы кто-нибудь не усум­нился и не сказал: если один иудейский народ, пользовав­шийся столь долгое время таким попечением, не сделался луч­шим, то, как возможно в короткое время исправиться жите­лям целой вселенной? – пророк в подтверждение своих слов приводит примеры стихий, как то: снег, иней, град, которые происходят в одно мгновение. Поэтому не сомневайся и в том, что расположения людей легко могут измениться. Но по­чему же многие противятся? И они уступят и покорятся. Если небольшого холода, когда он усиливается, никто не может переносить, но все уступают ему и преодолеваются им, то тем более слову и повелению Божию покорится все противя­щееся. Он имеет силу изменять существа, давать бытие несу­ществующим, сообщать им такую силу, что они становятся для всех невыносимыми. **//Беседы на псалмы. На псалом 147.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его.»** //«Словом»// Пророк назвал здесь евангельскую проповедь. А с проповедию послал Господь не к Иудеям только, но и ко всем прочим человекам. Ибо сказал: //«шедше научите вся языки»// ([[new:mf:28:19|Мф.28:19]]). Пророк показал также и скорость течения. Ибо в короткое время Апостолы всю землю и море исполнили учения. Сие провидя, Пророк сказал: //«до скорости течет слово Его».// И в сем нет ничего новаго и необычайнаго; потому что все уступает Божию изволению. Посему, как скоро угодно Богу, естество водное одно мгновенно изменяется в тысячи видов. ===== Евфимий Зигабен ===== **Посылаяй слово свое земли.** Давид часто обращает слово свое от частных благодяний Божиих, по замечанию //Златоуста//, к общим, как делает и здесь, и на оборот: от общих благодеяний Божиих к частным. Почему, сказав выше о частных благодеяниях. Иерусалиму, теперь говорит и об общем промысле Божием. Бог, по словам его, посылает слово свое, т. е. повеление свое, по Златоусту, о плодородии земли. Слова //Феодорита//: «Словом» здесь назвал евангельскую проповедь, которую послал не к иудеям только, но и ко всем другим людям. Ибо идите, говорит, и научите все народы. Он дал и скорость шествию сему; ибо в короткое время наполнил учением сим всю землю и море. Сие-то предвидя пророк сказал: до крайней скорости течет слово Его. И нет ничего нового и удивительного в том: потому что все совершается по оному божественному повелению). Итак, по своему хотению, Он вдруг превращает в бесчисленные виды естество вод, хотя оно само по себе одно. //Оригена//: Иносказательно землею здесь, быть может, называет и нас, как носящих сокровище Духа в глиняных сосудах; лучше же разуметь здесь Сына Божия сущего во плоти, которая, по Его хотению, вместила в себе Бога. **До скорости **(крайне скоро)** течет слово Его.** Когда, продолжает, Бог посылает слово свое, т. е. когда дает повеление, то оно течет скоро, и весьма быстро совершается и становится, по словам //Златоуста//, делом. В высшем же значении под Иерусалимом и Сионом, по //Златоусту//, разумеется Церковь из верующих, как мы это говорили многократно. А врата Церкви суть вера, крещение, которыми входят в Церковь все христиане; вереи же, двери ее, есть крест. Благословил сынов Церкви, т. е. Апостолов Христос: ибо подняв, говорит, руки свои, благословил их [[new:lk:24:50|(Лук. 24, 50)]], а через них благословил и всех духовно рождаемых от них христиан. Христос оградил пределы Церкви миром; потому что она, не смотря на все брани против нее, находится в мире, побеждая врагов своих. Тук пшеницы есть тучность и чистота духовной пищи и божественных таинств. Посылаемое на землю слово, по словам //Феодорита//, есть проповедь благочестия и благовестия, о которой Давид пророчествует здесь, что она быстро потечет по вселенной. А чтобы кто не подумал, что сказанное Давидом невозможно, то посему он уверяет в том и следующими чудесами Божиими, показывая в них почти то, что кто так легко производит все, тому невозможно не производить и выше сказанное. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== ** посылаяй слово Свое земли, до скорости течет слово Его** Могущественное слово Господа, Который с великою легкостью суровую зиму может превратить в мягкую весну, произвело это спасение, тяжкий жребий Израиля (плен – зима) переменило на лучшее. **Слово** – повеление Божие; оно исполняется быстро; оно подобно посланнику, который сходит с неба на землю и исполняет волю своего Господа; так, напр., нужно только слово Господа, и зима удаляется. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **посылаяй слово свое земли, до скорости течет слово его** Изображение Божественного всемогущества. //"Слово"// - Божие повеление; "течь быстро" - неуклонно и немедленно исполняться. Все повеления Господа, как Миродержца, немедленно осуществляются, касаются ли они жизни народов, или внешней природы. [<10>]