[<10>] ====== Толкования на Пс. 148:1 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних** См. Толкование на [[old:ps:145:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 145:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних** Так обыкновенно поступают святые по великому своему благоговению: когда они намереваются благодарить Бога, то при­зывают многих к участию в славословии и приглашают при­соединиться к ним для этого доброго служения. Так поступили три отрока, которые, находясь в пещи, приглашали все твари к прославлению оказанного им благодеяния и к славословию Бога. Так поступает и здесь пророк, призывая тот и дру­гой мир, горний и дольний, чувственный и духовный. Тоже де­лает пророк Исаия, когда говорит: //«радуйтесь, небеса, и веселись, земля...; ибо утешил Господь народ Свой»// [[old:is:49:13|(Ис. 49:13)]]. И тот же Псалмопевец, когда говорит: //«по исходе Израиля из Египта, дома Иакова – из варварского народа: горы прыгали, как овны, и холмы, как ягнята у овец»// [[old:ps:113:01|(Пс. 113:1, 4)]]. И еще Исаия в другом месте: //«и облака да проливают правду»// [[old:is:45:08|(Ис. 45:8)]]. Как бы находя себя одних недостаточными для прославления Владыки, они стараются сде­лать всех участниками славословия. Особенно часто делает это Псалмопевец, – напр., когда говорит: //«поклонитесь Ему, все Ангелы Его»// [[old:ps:096:07|(Пс. 96:7)]]; и еще: //«сильные крепостью, творящие слово Его»// [[old:ps:102:20|(Пс. 102:20)]]. **//Беседы на псалмы. На псалом 148.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **«Аллилуия, Аллилуия».** Пророк повторил воззвание, поощряя души к большему усердию. И сия новая песнь всю тварь, разумную и чувственную, словесную и безсловесную, одушевленную и неодушевленную, возбуждает к единому согласному песнопению. И небу, и земле, и безднам, и небесным светилам, и горам, и растениям, и всему, что сему подобно, а также всем, имеющим душу и разум, повелевает Пророк принести в дар песнь. А тем, которые одарены разумом, велит обратить внимание на все сие, и изучив видимую в том премудрость, песнословить Творца. **Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних** Великий Моисей научает нас, что два неба сотворены Богом, одно сотворено вместе с землею, а другому после повелено придти в бытие посреди вод и вод, и его-то нарек Бог твердию. Посему Пророк повелел песнословить Бога //«с небес»// и //«в вышних»//, то есть, ликам безплотных, обитающих на том и другом небе. Поелику божественный Моисей ничего не сказал нам о создании духовных естеств; то Пророк, по необходимости, сделал упоминание и о них, и призывает их, в дар Творцу принести песнопение. Ибо долг сей обязаны воздавать Ему твари, и всякой от Него получившей бытие и одаренной разумом твари надлежит этот долг воздавать во всякое время. Если же песнословит все, что имеет тварную природу, а несопричисляются к песнословящим ни Сын, ни Всесвятый Дух; то явствует, что Они не тварнаго естества. Иначе, как источники правды, чтя справедливость, песнословили бы они Творца прежде иных тварей. Но не песнословит ни Сын, ни Всесвятый Дух. Посему не тварнаго естества и Сын и Всесвятый Дух. Очевидно же что и Сыну и Всесвятому Духу воздается песнословие; потому что нет ничего средняго между песнословящими и песнословимыми. Тварь песнословит, а Творцу воздается песнословие. Если же кто не песнословит Творца, то не песнословит, как неблагодарный. Но о сем пространнее разсуждали мы в словах о Святом Духе. Посему обратимся к продолжению толкования. ===== Евфимий Зигабен ===== **Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних** (селениях) О первого сотворенного в начале неба Давид призывает Ангелов , а с другого, т. е. с тверди призывает светила и звезды; а ниже от земли приглашает змий (драконов) и прочих зверей и животных, оканчивая приглашение сие людьми. А выражения: с небес, и: в вышних, суть одно и то же. За сим следует поименное призывание с неба и с высоких мест. Слова //Евсевия//: К словам: хвалите Господа с небес, надобно присовокуплять и слова: хвалите Его солнце и луна, звезды и свет, находящиеся на тверди. А. к словам: хвалите в вышних, находящихся выше тверди, прилично относить слова: хвалите Его все Ангелы Его. Ибо светилам, как чувственным телам, явления коих мы видим, прилично повелевается хвалить Творца их с чувственных небес. А Ангелам, как невидимым и незримым нами, повелевается воссылать хвалу Богу с невидимых для нас горних мест. Ибо как, по словам //Феодорита//, божественный Моисей не сказал нам ничего о творении умных естеств, то посему пророк счел за нужное упомянуть здесь и о них, прибавив: Он сказал, и созданы; ибо измыслил ангельские и небесные силы, и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом, как сказал //Григорий Богослов//. Посему и заповедует приносить хвалу Творцу, ибо это долг твари в отношении к Нему; и все сотворенное и одаренное разумом должно всегда платить сей долг. Если же прославляет то, что имеет созданное естество, а Сын и Всесвятой Дух не поставляются в чине поющих, то явно, что они не принадлежат к числу созданных существ. Посему Он и Всесвятой Дух суть похваляемые, ибо нет ничего среднего между хвалящими и хвалимыми, но хвалит тварь, а похваляется Творец. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних** Этот псалом есть выражение благодарности со стороны избранного народа (//люди приближающиеся//, //святые//) за спасение из угнетенного состояния (//вознесе рог народа своего//); – разумеется, конечно, освобождение из вавилонского плена. Так как благодеяние было необычайное, то такова должна быть и благодарность; поэтому не только облагодетельствованный народ, но и все творение, в известном смысле в народе Божием имеющее средоточный пункт, приглашается к благодарственному прославлению Господа: сначала жители неба, ангелы, потом звезды небесные, как созданные и управляемые Богом. **С небес** – хвала от ангелов, звезд и т. д. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Этот псалом является выражением необыкновенного восторженно-благодарного подъема чувств еврейского народа, приглашающего с собою как бесплотных Ангелов ([[old:ps:148:01|1-2 ст.]]), все светила небесные ([[old:ps:148:03|ст. 3-6]]), так и все, находящееся на земле - силы и явления природы, растительный и животный мир ([[old:ps:148:07|ст. 7-10]]), всех людей и все народы ([[old:ps:148:11|ст. 11-12]]) - восхвалять Господа за возвышение Им своего избранника, свой народ ([[old:ps:148:13|ст. 13-14]]). Ст. 1-2 **Хвалите Господа с небес, хвалите его в вышних. Хвалите его вси ангели его: хвалите его, вся силы его** //"Хвалить с небес"//, //"хвалить в вышних"// - восхвалять Господа призываются Ангелы, как ближайшие Его слуги, обитающие преимущественно на небе. - //"Воинства"// - разнообразные чины Ангелов, составляющих как бы войско Царя Небесного. [<10>]