[<10>] ====== Толкования на Пс. 149:1 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных** См. Толкование на [[old:ps:145:01#svt_grigorij_nisskij|Пс. 145:1]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных** В переносном смысле **"новою"** названа здесь песнь но­вого завета, потому что тогда обновилось все – и завет: //«Я заключу...//, говорил Бог,// новый завет»// [[old:ier:31:31|(Иер. 31:31)]], и тварь: //«кто во Христе, говорит апостол, тот новая тварь»// [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5:17)]], и человек: //«совлекшись//, говорит он же,// ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его»// [[new:kol:03:09|(Кол. 3:9, 10)]]. Итак, по причине новой жизни и по всему прочему настоящий завет называется новым, и петь ныне пророк заповедует новую песнь этого завета. А в истори­ческом смысле здесь разумеется славная и торжественная песнь, которую иудеи должны были петь за победы, за успеш­ные деяния, за трофеи. **«Хвала Ему в собрании преподобных»**. Видишь ли, как пророк прежде словесной благодарности требует благодарности посредством жизни и дел, и таких людей призывает в хор поющих? Не достаточно благодарить только словами, если они не будут сопровождаться и доброде­тельною жизнью. **«Хвала Ему в собрании преподобных»**. И нечто другое он внушает здесь, именно, показывает, что должно возносить славословия с совершенным согласием, потому что «церковью» называется соединение, собрание. **//Беседы на псалмы. На псалом 149.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных** Тогда человек делается способным «**воспеть Господеви песнь нову**»: он исключается из числа плотских и душевных, сопричисляется к духовным и восхваляет Господа «**в церкви преподобных**». Дух Святой, доселе приглашавший и возбуждавший его единственно к плачу и покаянию, приглашает его, «**да возвеселится Израиль о Сотворшем его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем: да восхвалять имя Его в лице, в тимпане и псалтири да поют Ему**», потому что, по обновлении души, силы ее, приведенные в чудное согласие и стройность, делаются способными, при прикосновении к ним Божественной благодати, издавать звуки и гласы духовные, восходящие на небо, пред престол Божий, благоприятные Богу. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Аллилуия, Аллилуия** Песнь сию повелевает произнести тем, которые по возвращении, при Божией помощи, победили многие народы. Псалом содержит в себе предречение о доблестных делах при Маккавеях. **Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в церкви преподобных** Ибо, не нарушающим закон, но преподобным свойственно песнословить Бога. ===== Евфимий Зигабен ===== **Воспойте, Господеви песнь нову; хваление Его в церкви преподобных** В предыдущем псалме сказал: песнь всем преподобным его; одно и то же говорит и здесь. Слова //Оригена//: Как хвала в устах грешника некрасива, так и в устах лукаво поступающих в церкви, но только в устах преподобных в церкви и более в устах ее, нежели одного или немногих. Ибо, по словам //Феодорита//, воспевать Бога есть дело не беззаконных, но преподобных. Слова //Златоуста//: Видишь ли как, он требует прежде слов благодарения посредством жизни и (добрых) дел? Таковых он вводит в лик поющих. Ибо недостаточно благодарение Бога одними словами, если не присовокупляется к ним и деятельная добродетель. Притом и другому чему-то здесь научает, именно: показывает, что должно возносить хвалы с совершенным единомыслием, так как церковь по своему наименованию значит совокупление и coбрание. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Воспойте Господеви песнь нову: хваление Его в Церкви преподобных** И этот псалом мог принадлежать также послепленному времени. Бог в действительности явил свое благоволение Израилю, так как Он освободил его, помог ему построить город и храм, во всех отношениях благословил его и тем снова прославил между язычниками. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Воспойте Господеви песнь нову: хваление его в Церкви преподобных** //Да воспевает Израиль Господа новыми песнями с тимпанами и гуслями за проявление к нему Его благоволения// Во время вавилонского плена песни евреев, соответственно их покаянному настроению и внешне тяжелому и бесправному положению, носили характер грустный. Теперь же, по возвращении из плена и восстановлении Иерусалима, их положение изменилось; изменились и песни - вместо печальных они стали торжественно-хвалебными и радостными. //"Собрание святых"// - собрание евреев в храме. [<10>]