[<10>] ====== Толкования на Пс. 150:3 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== **хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех** См. Толкование на [[old:ps:150:02#svt_grigorij_nisskij|Пс. 150:2]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-6 **Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа** **«Хвалите Его голосом трубы, хвалите Его на псалтири и гуслях»**. Другой (Симмах): //«звуком рога»// (ὸι ηχσυ κερατίνης). **«Хвалите Его на псалтири и гуслях»**. Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«цевницею и лирою»// (διὰ νάβλας καί λύρας). **«Хвалите Его на тимпане и хором, хвалите Его на струнах и органе»**. Дру­гой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«струнами и гуслями»// (διὰ χορδων καὶ κιθάρας). **«Хвалите Его на кимвалах доброгласных, хвалите Его на кимвалах громогласных»**. Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«в кимва­лах знамения»// (σημασίας). **«Всякое дыхание да хвалит Господа!»**. Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): //«вздох»// (αναπνοη). Пророк приводит в движение все музы­кальные орудия и заповедует на всех их возносить стройную песнь, воспламеняя и возбуждая душу слушателей. Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музы­кальными орудиями, так и нам повелевается славословить Его всеми членами: глазами, языком, слухом и руками. Это выражает Павел, когда говорит: //«умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего»// [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1)]]. Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; и язык, когда поет; и слух, когда не внимает срамным пес­ням и клеветам на ближнего; и сердце, когда не строит козней, но источает любовь; и ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; и руки, когда про­стираются не на хищение, любостяжение и побои, а на милостыню, и защиту обижаемых. Тогда человек делается благозвучною псалтирью, вознося Богу самую стройную и духовную песнь. Те орудия были дозволены тогда иудеям, как по их немощи, так и для того, чтобы располагать их к любви и согласию, побуждать ум их исполнять с радостью то, что доставляет пользу, и таким услаждением души руководит их к боль­шему усердию. Бог, зная их грубость, леность и беспечность, хотел таким мудрым распоряжением пробудить их от усыпления, облегчая труд продолжительной молитвы приятно­стью музыкального пения. Что же значит: **"на кимвалах доброгласных»**? Так называет пророк псалмы, иудеи не просто ударяли в кимвалы, не просто играли на гуслях, но, сколько возможно, и посредством кимвалов, и посредством труб и посредством гуслей выражали значение псалмов; к этому они прилагали усердие и старание, которое приносило великую пользу. **«Всякое дыхание да хвалит Господа»**. Призвав жителей небесных, пробудив народ, приведши в движение все музыкальные орудия, про­рок наконец простирает речь ко всей природе, приглашая к песнопению всякий возраст, старцев, мужей, юношей, отроков, жен, вообще всех жителей вселенной, и таким обра­зом наперед рассеивает семена нового завета для людей, распространенных по всей земле. **//Беседы на псалмы. На псалом 150.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== Ст. 3-5 **Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания** **Хвалите Его в тимпане и лице, во струнах и органе**, - говорит Псалмопевец, не меди звенящей и не усладительным орудиям вверяя Божественные песнопения, но нам повелевая плоть свою соделать **тимпаном**, то есть - не имеющею никакого страстного движения, но омертвевшею в земных своих членах. А под именем **лика** требует он согласной стройности в Церкви, струнами означает наши чувства, в которые ударяет бряцало языка, так что **органом** оказывается всякий человек, благоугодный Богу и приятный людям. ---- Если домогаешься разъяснить себе понятие об этой упоминаемой в Писании музыке, то должно разуметь о ней так. **Хвалите Господа во гласе трубнем** - то есть, в памятовании о воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному [[new:1kor:15:52|(1 Кор. 15:52)]]. **Хвалите Его во псалтири и гуслех**, то есть - языком и устами, когда, как бы бряцало какое, ударяет в нас Дух. **Хвалите Его в тимпане и лице**, то есть - во плоти и в душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу. **Хвалите Его во струнах и органе**, то есть - в сердце и во всей внутренности, что Пророк и назвал органом. **Хвалите Его в кимвалех доброгласных**, то есть - устами, которыми псалмопение приводится в стройное сладкозвучие. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 3-5 **Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания** Если домогаешься разъяснить себе понятие об упоми
наемой в Писании музыке, то должно разуметь о ней так. **Хвалите Господа во гласе трубном** — то есть в памятовании о воскресении, которое, как написано, будет по
 звуку трубному (см. [[new:1kor:15:02|1 Кор. 15:52]]). **Хвалите Его во
 псалтире и гуслях**, то есть языком и устами, когда, словно бы 
в бряцало какое, ударяет в нас Дух. **Хвалите Его в тим
пане и лице**, — то есть во плоти и в душе, от которой,
подобно ликам, восходят прошения к Богу. **Хвалите Его 
во струнах и органе**, то есть в сердце и во внутренности, 
что Пророк и назвал органом. **Хвалите Его в кимвалех 
доброгласных**, то есть — устами, которыми псалмопение
 приводится в стройное сладкозвучие. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 3-5 **Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания** **«Хвалите Его во гласе трубнем».** Орудие сие было священническое; потому что священники употребляли трубы, в воспоминание тех труб, которыя слышны были на горе Синае. **«Хвалите Его во псалтири и гуслех: Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалехь восклицания».** Сии орудия употребляли древле левиты, в божественном храме песнословя Бога, не потому что звуком их услаждался Бог, но потому что угодно Ему было намерение, с каким совершалось сие. ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 3-5 **Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех; хвалите Его в тимпане и лице **(хором)**, хвалите Его во струнах и органе; хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания** Пророк повелевает Иудеям хвалить Бога всякими музыкальными средствами, как голосом, так и музыкальными инструментами; христианам же повелевает делать это всеми органами телесных членов: глазами, устами, ушами, руками и ногами. Ибо если глаза не смотрят на непотребное и постыдное, но на приличное и полезное; если уши не слушают развращенных речей, но внимают честному и полезному для души; если уста не произносят соблазнительного; если руки не исполнены скупости, если удерживаются от убийства и хищничества, и простираются к добрым делам; если нога не устремляется к порокам, но идет путем правым: тогда мы подлинно всеми органами хвалим Бога, приносим Ему благозвучную согласную песнь. Иудеи всеми поименованными здесь инструментами некогда прославляли Бога, как мы об этом говорили в предисловии к своему толкованию. Под //ликом// здесь разумеет песнь, которую пели хором. Ибо это иной род мелодии, производимый без музыкальных инструментов; иной же род мелодии, производимый струнами. Под //органом// разумеет особенный инструмент, называемый у нас вообще органом; впрочем это название может относиться и ко всем другим инструментам. //Кимвалы// также были двух родов: одни //доброгласные//, благозвучные, которые употреблялись при божественных песнях и пениях, а другие, которые издавали звук противный и тяжелый и которые употреблялись на бранях при восклицаниях. Мне известны и иносказания, в каковых принимают другие сии органы; но я оставляю их, как оставил много других подобных в различных псалмах, так как таковые иносказания легко опровергаются и с трудом принимаются. //Hиccкий// говорит: Один кимвал есть премирное естество Ангельское, другой кимвал словесная тварь человеческая, как говорит великий Апостол, что всякий язык исповедует, т. е. небесных и земных и преисподних, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Итак, когда вся тварь составить в одном ликостоянии стройность из всех и горних и дольних и на подобие кимвала мысленная тварь и ныне разделившаяся по причине грехов и далеко одна от другой отстоящая производит доброзвучие из нашего согласия, когда говорю, наше естество сблизится с ангельским и, вышедши из слитности, божественное сие ополчение воскликнет при торжественном поражении врагов победную песнь; тогда будет хвала от всякого дыхания на всегда продолжающая благодать и блаженство. ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех** **Трубным** – шофар – труба из козлиного рога, употреблявшаяся не только в новый год (ср. [[old:ps:080:start|Пс. 80)]] и в начале юбилейного года, но при праздничных торжествах [[old:2ts:06:14|(2 Цар. 6:14)]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-5 **хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех: хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе: хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всякое дыхание да хвалит Господа** //Все живущее да хвалите Его на псалтири, гуслях, тимпанах, кимвалах и в ликах!// О музыкальных инструментах, их значении и употреблении см. во введении к Псалтири. [<10>]