[<10>] ====== Толкования на Руфь 3:2 ====== ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень** См. Толкование на [[old:ruf:03:01#blazh_feodorit_kirskij|Руфь 3:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень; умойся, помажься, надень на себя нарядные одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать** Ноеминь намерена устроить брак Руфи с Воозом на основании закона родства или ужичества (ср. [[old:chis:27:01|Чис XXVII:1]] и д. [[old:chis:36:start|XXXVI]]), - так называемый брак левиратный (ср. [[old:vtor:25:05|Втор XXV: 5-10]]), от которого, по ее мнению, Вооз не должен был отказываться (юридически) и не мог сделать этого (нравственно) ввиду известного обращения с Руфью [[old:ruf:02:start|(гл. II)]]. Мера для сближения с Воозом, указанная ею Руфи, всецело отвечает правовым и нравственным понятиям древнееврейского уклада жизни, санкционированным законом, и никоим образом не может быть оцениваема с точки зрения европейских христианских понятий. (Ср. блаж. Феодорита, вопр. 2 на кн. Руфь: "Иные порицают и Ноеминь и Руфь, первую за то, что внушила, а последнюю за то, что послушалась и исполнила, т. е. спала у ног Воозовых"). Xотя буква закона [[old:vtor:25:05|Втор XXV:5-10]] не говорит прямо об обязанности других родственников - не братьев - восстанавливать семя бездетно умершему путем левиратного брака, однако дух закона, без сомнения, налагал эту обязанность и на них, хотя позднейший буквализм раввинов не распространял этой обязанности даже на брата, родившегося после смерти умершего бездетным брата его (Мишна, Иевамот II, 1-2). Веяние хлеба в Палестине (ст. 2) в древности и теперь происходит перед вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для сего ветер с Средиземного моря (//W. Nowack//, Hebraische Arshäologie, Bd, I, Leipzig? 1894, S. 233-234). - Омовение, умащение тела и возложение торжественных одежд (вместо, вероятно, "одежды вдовства", ср. [[old:gen:38:14|Быт XXXVIII:14]]; по Мидрашу, S. 44, Руфь надела одежды субботние или праздничные), - эти действия Руфи по совету Ноемини аналогичны приготовлениям невесты к браку (ср. [[old:iez:16:09|Иез XVI:9-13]]), и в данном случае были расчитаны произвести наиболее выгодное впечатление на Вооза. Той же цели имело служить, по мысли Ноемини, свидание Руфи с Воозом после трапезы последнего, когда "развеселится сердце его" [[old:ruf:03:07|(ст. 7)]], т. е. в хорошем расположении его духа. [<10>]