[<10>] ====== Толкования на Соф. 1:13 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И будет сила их в расхищение, и домы их в разорение: и созиждут жилища, и не имут пожити в них, и насадят винограды: и не имут пити вина их** Кажется и теперь мы может благовременно сказать: «//не пользуют сокровища беззаконных//» [[old:pr:10:02|(Притч.10:2)]]; ибо богатство всегда скоротечно и не имеет в себе постоянства; но скорее приводит в опьянение, склоняет к богоотступничеству и имеет слабые ноги. Много же думать о нем совсем неразумно; ибо оно отнюдь не избавит подпавших гневу божественному, никого не освободит от вины, когда Бог определяет наказание и согрешающих подвергает подобающему возмездию. Итак, что же такое богатство? Оно угождает только плоти, оно – слуга нечестивого и скверного удовольствия, оно порождает гордость и есть корень и источник глупости, оно доставляет преходящую и пустую славу, которая подобно тени исчезает у имеющих его. Истинно, что «//всяка плоть сено, и всяка слава человеча яко цвет травный//» [[old:is:40:06|(Ис.40:6)]]. А что совершенно бесполезна нечестивым забота о богатстве, это изъясняет, говоря: «**и будет**» Халдеям «**в расхищение сила их**»; ибо они действительно таковы, что к ним совершенно справедливо может быть отнесено сказанное в псалме: «//се, человек, иже не положи Бога помощника себе, но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею//» [[old:ps:051:09|(Пс.51:9)]]. Хотя у них и были роскошно устроенные дома, – но это уже не их дома, ибо подвергнутся сожжению. Хотя у них при том и были еще заботы о виноградниках, – но они не будут никогда пить от них вина, ибо уведены будут в плен, оставив все домашнее и лишившись всего могущего доставить радость. И на это указывал Сам Бог, устами Иеремии, говоря к одному из царей Самарии: создал еси «//себе дом пространен, и горницы широки со отверстыми окнами и своды кедровыми, и росписаны червленцем. Еда царствовати будеши, яко ты поощряешися о Ахазе отце твоем? не ядят, ниже пиют: лучше тебе было творити суд и правду//» [[old:ier:22:14|(Иер.22:14–15)]]. Итак, ни к чему земному мы не должны привязываться, но как можно больше удаляться от скоропреходящих удовольствий и не приобретать богатства, скоропреходящего и во время гнева не могущего оказать никакой помощи имеющим его; но считать за похвалу жизнь во Христе и достоинства добродетельной жизни, и всего выше ставить общение с Богом, и провозглашать, и говорить: «//Господи Боже сил, блажен человек уповаяй на тя//» и к этому присовокуплять: «//яко лучше день един во дворех твоих паче тысящ: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих//» ([[old:ps:083:13|Пс.83:13]], [[old:ps:083:11|11]]). **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13–14 **И обратятся богатства их в добычу и домы их – в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить. Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый** Ясно, что после того и другого плена все войска их будут изрублены, дома срыты до основания, а поля и виноградники опустошены: и долготерпение Божие более уже не будет к ним. Но так как они станут говорить пророкам, что это будет только со временем, спустя многие дни, то придет на них великий день Господень и придет очень скоро. В переносном же значении: когда придет день суда или смерти и отшествия из мира каждого человека, тогда вся сила их уменьшится, так что то, что имело силу зла и восставало против Господа, ослабленное и сокрушенное обратится к лучшему. Это подобно тому, как если кто-либо отнимет силу разбойника, морского грабителя, вора и сделает их безсильными: их ослабленные члены, которыми они прежде злоупотребляли, перестанут злодействовать. А следующие затем слова: И дома их в пустыню обозначают то, что в Церкви есть многие, устрояющие Сион на крови и Иерусалим на беззакониях, которым будет на пользу то, что дома их будут разрушены. Будем читать книгу Левит, где приказывается разрушить дом, зараженный проказою [[old:lev:14:start|(Лев. 14:36–41)]]; а так как проказа упорно держится и распространяется, то и камни его, и дерево, и весь мусор приказывается вынести за город и бросить в место нечистое. Нечто подобное заключает в себе то, что пишется в начале книги Иеремии: //Вот Я дал слова мои в уста тебе; вот Я восставил тебя ныне// [или без слова: ныне] //против народов и царств, чтобы искоренять, разрушать и разсеявать, и чтобы строить и насаждать// [[old:ier:01:09|(Иер. 1:9–10)]]. Разрушают здание очень худое, чтобы потом выстроить хорошее. Вырывается с корнем растение негодное, чтобы дать место растению доброму. Посему мы и читаем у Соломона: //Лучше жить под открытым небом, чем в новом доме в конце тяжбы с неправдою// [[old:pr:21:09|(Прит. 21:9)]]. Итак Бог, как Благий, разрушает домы тех, которые увязли в грязи своей и говорили в сердце своем: «Не сделает Бог добра, не сделает и зла» и не позволяет им жить в домах прокаженных и нечистых, и не допускает им пить вина от виноградников, которые они насадили. Действительно, если бы они насадили виноградник Сорек, виноградник по истине избранный, то они пили бы вино свое и были бы опьянены с патриархами Ноем и Иосифом в полдень [[old:gen:09:20|(Быт. 9:20]]–[[old:gen:09:21|21]], [[old:gen:43:16|43:16)]]; а так как они говорили: //Не сделает Бог добра, не сделает и зла, и так как виноград их от виноградника Содомлян, и отростки их от Гоморры, виноград их – виноград желчи и гроздь// [их] – //гроздь горечи для них, вино их – ярость драконов и неисцелимая ярость аспидов// [[old:vtor:32:32|(Втор. 32:32]]–[[old:vtor:32:33|33)]], то хотя и насадили они виноградники, но вина от них пить не будут. В таинственном смысле говорится: «от Содома и Гоморры», потому что всякое насаждение их погибнет. Ибо если бы они пребыли в том, что начали, так что были бы как бы раем Божиим, а не окончили злом, так что сделались как бы землею Египетскою, насаждение их осталось бы. Подобно этому и то, что в псалмах говорится о Египтянах: //Виноградники их побил градом и шелковичные деревья гололедицею// [[old:ps:077:47|(Пс. 77:47)]]. Бог, как премилосердый, убил и истребил всякое насаждение египетское и деревья, которые, выросши в Египте дают кровавые плоды, чтобы те, которые сделали злое насаждение, не пили и не ели от плодов их. Близок и слишком скоро наступает день Господа великий, которому никто не может противостоять. Близок он или по причине вечности [Бога], так как ничто для него не долго, или по причине величины наказания, так как долготерпеливому никогда не кажется отдаленным наказание, которое должно быть ниспослано. Или же, – как мы выше сказали, – он близок потому, что мы отходим от мира, и смерть каждого послужит концом мира [для него]. И день этот ее только близок, но и наступает слишком быстро, так что в прибавлении слова слишком показывается внезапность приближения его. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И обратятся богатства их в добычу и домы их - в запустение; они построят домы, а жить в них не будут, насадят виноградники, а вина из них не будут пить** См. Толкование на [[old:sof:01:08#lopuxin_ap|Соф. 1:8]] [<10>]