[<10>] ====== Толкования на Соф. 2:1 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 1-2 **Соберитеся и свяжитеся, язык ненаказанный, прежде неже быти вам якоже цвету мимоходящу в день, прежде неже приити на вы гневу Господню: прежде неже приити на вы дню ярости Господни** Превосходно изобразив суровость войны и великость имеющего наступить бедствия, Он опять благовременно обращает речь к возбуждению в них покаяния, когда уже удобно было убедить их, так как они, надо думать, приведены были в страх. Когда зачерствела душа и управляется сильной склонностью к постыдному и позорному, тогда мы нелегко приходим даже и к желанию принести покаяние, но нередко нас побуждает к этому против нашего желания страх. Итак, призывает их к общению с Собой. Как удалились они от Него и сделались чужими для Него, полагаем, чрез то, что почитали идолов и предавали ум свой на служение собственным страстям; так и наоборот будем думать, что они как бы возвращаются назад и стремятся к общению с Богом, решившись поклоняться Ему одному и повиноваться Его установлениям. «**Языком**» же «**ненаказанным**» называет народ Израильский, как презирающий и самую древнюю заповедь и нечестиво отвергающий закон, который руководствует и может приводить к добру всякого рода. Далее выказывает угрозу, что если они не соединятся («**свяжитеся**») с Ним при помощи только что сказанных нами средств, то ничем не будут отличаться от цветов полевых, быстро погибающих и засыхающих, – и непременно подвергнутся последствиям гнева (божественного). Итак, «//дондеже время имамы, да делаим благое ко всем//» [[new:gal:06:10|(Гал.6:10)]]. Пока Владыка попускает нам, будем творить покаяние; соединимся с Ним чрез освящение и веру; ибо таким образом мы найдем защиту для себя в день гнева и смоем с себя нечистоту грехов, прежде чем придет на нас день Божий. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 1-2 **Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение – день пролетит как мякина – доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней** После описания бедствий, которые придут в день Господа, – согласно с выше представленным нами толкованием пророчества в отношении к двукратному пленению, – народ призывается к покаянию, и ему говорится: Сойдитесь и соберитесь, или как написано у LXX: тесно соединитесь, т. е. будьте связаны (как говорит Апостол) узами любви, вы, народ недостойный любви, т. е. народ недостойный любви Божией или: народ ненаученый, – о котором говорится во Второзаконии: //«народ безумный и несмысленный»// ([[old:vtor:32:06|Втор.32:6]]) и в книге Иеремии: //«Без пользы поражал Я сынов ваших: вы не приняли наставления»// ([[old:ier:02:30|Иер.2:30]]), – прежде чем исполнится пророчество, прежде чем за наставлением последует действие (ибо оно придет так быстро, как легко носящаяся пыль), прежде чем поразит вас ярость Божия. Вместе с сим обрати внимание на Божие милосердие: для благоразумных было достаточно описать быстрое приближение имеющих наступит бедствий; в действительности Он не хочет наложить наказание, а хочет только устрашить тех, которые имеют пострадать; поэтому сам призывает к покаянию, чтобы не привести в исполнение угроз. Вообще же все общество верующих и тех, которые называются народом Божиим, призывается к собранию в Церковь, и говорится им: Сойдитесь в Церковь, соединитесь между собою [или с нами] в любви и мире, вы, народ ненаученный, нехотящий принять вразумления Божия и иметь познания повелений Его; а услаждающийся богатством, здоровьем тела и прелестями мира сего, как и похотию плоти, – тем, что как цветок увядает в течение одного дня. А потому говорю вам: «Сойдитесь, соединитесь! чтобы вы не захотели, – когда наступит день судный и пройдет всякая слава ваша, – приносить покаяния, когда не будет места покаянию, а только наказаниям». Можешь быть, кто-нибудь спросит: «Каким образом это самое можно понять в отношении к каждому, отходящему из жизни сей»? Для этого речь наша обращается к каждому отдельно: О ты, занятый делами века сего, бегающий по разным странам, обратись к Церкви святых, присоединись к жизни и союзу тех, которые, как ты видишь, угодны Богу, и принудь расшатанные члены души своей, несоединенные друг с другом, к единому скреплению в мудрости, заключи себя в ее объятия и выслушай таинственное слово: //«Утештесь, руки расслабленные, утвердитесь, колена немощные»// ([[old:is:35:03|Ис.35:3]]) и не хвалитесь благосостоянием плоти и ее расцветом, который проходит безследно, Ибо всякая плоть есть трава, и всякая слава его, как травяной цветок. Высохла трава, и цвет опал: слово же Господне пребывает во век. Если мы когда либо увидим кого-нибудь, преданного [как прибавляют некоторые] почестям мира сего, и занятого собиранием богатств, а в Церковь приходящего или очень редко, или же никогда не приходящего, то можем пользоваться изъясняемым теперь отрывком соответственно данному случаю и сказать такому человеку: «Соберись, присоединись к народу Божию, ты, неслушающий повелений Господа, прежде чем пройдет мимо слава твоя, и прежде чем придет на тебя день пламенного гнева Господа». **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-2 **Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный, доколе не пришло определение - день пролетит как мякина - доколе не пришел на вас пламенный гнев Господень, доколе не наступил для вас день ярости Господней** //Увещание пророка к народу Иудейскому вообще и к лучшим представителям его в особенности - обратиться к Господу прежде наступления дня гнева Его и суда. Суд Божий прострется не на Иудею только, но и на весь мир// "Превосходно изобразив суровость войны и великость имеющего наступить бедствия, Он опять благовременно обращает речь к возбуждению в них покаяния, когда уже удобно было победить их, так как они, надо думать, приведены были в страх. Когда зачерствела душа и управляется сильною склонностью к постыдному и позорному, тогда мы нелегко приходим даже и к желанию принести покаяние, но нередко побуждает нас к этому против нашего желания страх. Итак призывает их к общению с Собою" (//св. Кирилл Ал.,// с 34). Тогда как гибель иноземных народов, пророчество о которых содержится здесь же ниже со ст. 4, будет бесповоротною, окончательною, Иудейский народ в лучшей, по крайней мере, части своей еще может быть спасен. Путь к спасению лежит в перемене душевного настроения народа, в покаянии и исправлении, начало чего должна образовать собранность всех духовных сил народа, самоуглубление каждого и всех. К этому и призывает пророк в ст. 1 своих современников, указывая, как на мотив для сего, в ст. 2 на неизбежность в противном случае наступления дня суда Божия во всем его ужасе. Ввиду известного уже из [[old:sof:01:12|I:12]] глубокого равнодушия современного пророку общества к высшим запросам духа и к делу религии, а также полной его беспечности и неудержимой погони за мимолетными благами и удовольствиями жизни, пророк называет свой народ //гаггой ло-никсаф//, LXX: to eqnoV to apaideuton, Vulg. : gens non amabilis (народ не достойный любви), слав.: //язык ненаказанный,// и Vulg. : convenite, congregamini, слав.: //соберитеся и свяжитеся,// т. е. побуждает всех cовpeмeнных ему Иудеев к сосредоточению всех мыслей и чувствований на одном предмете - на решении отметать гибель посредством покаяния: "одумайтесь и смиритесь народ беспомощный!" Иначе гибель, и при том гибель совершенная - подобно исчезающей мякине (евр. //кемоц//. ср. [[old:is:24:05|Ис XXIV:5]]), и страшная, как пламень гнева Иеговы (евр. харонаф-Иегова). [<10>]