[<10>] ====== Толкования на Соф. 3:2 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Не услыша гласа** На горе Синае он слышал Бога, Который говорил: «//слыши Исраилю: Господь Бог твой Господь един есть//». «//Не сотвори себе кумира, ни всякого подобия, елика на небеси горе, елика на земли низу, и елика в водах под землею//» ([[old:vtor:06:04|Втор.6:4]]; [[old:ish:20:04|Исх.20:4]]). Но преступив эту заповедь, он безрассудно впал в многобожное заблуждение. Таким образом «**не услыша гласа**», или бывшего к нему на горе Синае, – или же под гласом будет разуметь вразумление. ---- **Не прият наказания** Пренебрежительно отнесшись к воспитывающему закону и приводящему к правде, он обратился к учениям и заповедям человеческим и следуя своим собственным мнениям, оказался вдали от пути правого и остался ненаученным и лишенным божественных наставлений ([[old:is:29:13|Ис.29:13]]; [[new:tit:01:14|Тит.1:14]]). ---- **На Господа не упова** Так как приближалась война и битва и угрожали опасности, то ему надлежало подражать благочестию предков, возлагать упование на единого спасающего Бога, а он «//Египта моляше, и во Ассирианы отидоша//» ([[old:os:07:11|Ос.7:11]]), нанимал себе на помощь Сирийцев или Аравийцев, как бы бесчестя божественное могущество. ---- **И к Богу своему не приближися** А приближаемся мы к Богу посредством всякого благонравия и решимости совершать угодное Ему. Приближаемся к Нему и иным способом, именно веруя, что Он есть единый, действительный и истинный Бог, и Царь всяческих, и Творец, и совершенно не признавая никого другого кроме Него. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается** См. Толкование на [[old:sof:03:01#blzh_ieronim_stridonskij|Соф. 3:1]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 2-4 **Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него - рыкающие львы, судьи его - вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его - люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон** Начальный стих отдела, ст. 2, содержит общую, безотрадную характеристику населения Иерусалима в нравственном отношении. Религиозно-нравственная жизнь современных пророку Иерусалимлян - в полном упадке: народ "не слушает голоса", - не внимает заповедям закона Иеговы (см. [[old:ps:094:07|Пс XCIV:7]]) и не исполняет их в жизни (сн. [[old:vtor:28:01|Втор XXVIII, 1-2]]), "не принимает наставления" - всякого рода нравственно-воспитательные средства: слово или действие научения [[old:pr:01:02|(Притч I:2,]] [[old:pr:01:08|8;]] [[old:pr:04:01|IV:1;]] [[old:pr:13:01|XIII:1;]] [[old:pr:15:01|XV:1).]] Божественное вразумление людей разного рода явлениями [[old:iov:05:17|(Иов V:17;]] [[old:is:26:16|Ис XXVI:16;]] [[old:pr:03:11|Притч III:11)]], также - обличение и вразумление избранного народа через пророков [[old:ier:07:21|(Иер VII:21-28)]]; этого мало: народ как бы утратил всякую веру в Иегову и Его силу - "на Господа не уповает", - надеясь единственно на силу и значение своего материального достояния (ср. [[old:sof:01:12|I:12]]), "и Богу своему не прибегает", - обращаясь к разного рода ложным культам (сн. [[old:sof:01:04|I:4-6]]). В следующих двух стихах, 3-4, дается уже более частная характеристика руководящих классов населения Иерусалима, именно: гражданских правителей - князей и судей [[old:sof:03:03|(ст. 3)]] и духовных, религиозных руководителей народа: пророков и священников [[old:sof:03:04|(ст. 4)]]. Вся характеристика этих передовых членов народа близко напоминает позже данную пророком Иезекиилем [[old:iez:22:25|(Иез XXII:25-28)]]. В [[old:sof:03:03|ст. 3]] отдельно называются "князья", евр. //сарим//, - административно высокопоставленные в государстве лица, именно здесь - члены царского дома вместе с важными придворными сановниками, - судьи, //шафетим// - лица, ведавшие суд в государстве. Первые сравниваются с рыкающими львами, алчно бросающимися на добычу - обычный в отношении сильных насильников образ в Ветхом Завете [[old:pr:28:15|(Притч XXVIII:15;]] [[old:iez:19:02|Иез XIX:2;]] [[old:am:03:04|Ам III:4)]]; подобно львам, с ревом устремляющимся на добычу [[old:is:05:29|(Ис V:29;]] [[old:ps:103:21|Пс CIII:21)]], иерусалимская знать постоянно стремится к самоуправству, хищениям и насилиям и, подобно же львам, остаются совершенно безнаказанными. Равным образом и судьи народные, которые, забыв о правде и законе, обратили свое служение в ремесло для наживы (см. [[old:mih:03:11|Мих III:11]]) и в погоне за корыстью уподобляются жадным волкам, всю ночь занятым ловлею добычи, но по своей жадности успевающим пожирать ее еще до рассвета, "судьи его - хищники, не оставляющее другим того, что можно было разграбить" (блаж. Иероним, с 293). Выражение //"вечерние волки"//, евр. //зееве-ерев// у LXX-ти неудачно передано (так, как бы в подлинном тексте стояло: э. арав): lukoi ArabiaV, как и в [[old:avm:01:08|Авв I:8]]. В том и другом случае, по общему мнению исследователей и толкователей, правда - на стороне масоретского текста. Наряду с органами светской власти - вельможами и судьями (ст. 3) не высоко в нравственном отношении стоят и духовные представители иудейского народа, которые должны были быть собственно посредниками между Богом и Его народом, - пророки и священники. Пророкам ставится в вину (евр. //похазим//) то преступное легкомыслие, с каким они собственные мнения и мечты принимают за откровения Божии (ср. [[old:ier:23:32|Иер XXIII:32]]); LХХ: pneumatoforoi, слав.: //ветроносцы// (ср. [[old:iez:22:28|Иез XXII:28]]). Действуя так, они обманывали Бога и людей, совершали в собственном смысле обман и вероломство, евр. //богедот//, в религии. Не менее преступно действуют и священники. Поставленные Богом служить освящению народа Божия [[old:lev:11:44|(Лев XI:44)]], священники первее всего сами должны были строго различать между священными (евр. кодеш) и несвященным, мирским //(кол)//, а затем научать и других ритуальной и нравственной чистоте [[old:lev:10:10|(Лев X:10-11;]][[old:ish:29:23| Исх XXIX:23)]]. Но вместо этого священники сами оскверняли святыню (ср. [[old:iez:22:26|Иез XXII:26]]) и сознательно нарушали закон даже на месте священнодействия - "на месте святилища творили святотатство и, поступая против закона, по предписаниям закона приносили" (//блаж. Иероним//, с. 293). [<10>]