[<10>] ====== Толкования на Соф. 3:6 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В растление низложих величавыя, изчезоша углы их: опустошу пути их весьма, еже не проходити: изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити** Поскольку, как я сказал, священники осквернили святая, а некоторые нечестиво поступали против самого закона, то «//Господь посреде его утро утро даст суд свой//». Какой же это суд? «**Низложих величавыя в растление**», то есть предал погибели гордых и надменных; ибо гордые не принадлежат ли к числу тех, которые обыкновенно враждуют против Бога, свою собственную волю противопоставляют установлениям Моисея, весьма мало ценят законы божественные, наклонны к крайней распущенности и говорят Господу: отступи от мене, путий твоих ведети не хощу? [[old:iov:21:14|(Иов.21:14)]] Далее: кто может усомниться в том, что, по написанному, «//нищий духом и смиренный сердцем//» [[new:mf:05:03|(Мф.5:3)]] есть человек благородный, скромный и весьма склонный к богопослушанию, которого (Господь) и удостаивает Своего особенного попечения? Посему Бог всяческих и сказал чрез одного из святых пророков: «//и на кого воззрю? токмо на кроткого и молчаливаго, и трепещущаго словес моих?//» [[old:is:66:02|(Ис.66:2)]]. Итак, низвергнут в погибель род гордый. «**Изчезоша же**» и «**углы их**». Думаю, что углами здесь называются стены и крепости городов, ибо углы у них всегда высоки и имеют выдающиеся башни. Посему, вероятно, это значит то же, как если бы он сказал: города их будут лишены стен. Кроме того, угрожал «**опустошить**» и «**пути его**», очевидно, Израиля, «**еже не проходити совершенно**». И мне кажется, что Он хочет выразить этим следующее. Когда в установленное время совершался праздник кущей, закон Моисеев повелевал, чтобы из всей страны Иудейской восходили в Иерусалим и исполняли там установленное законом. Когда же были разрушены города и погибли их жители, тогда говорит, запустели пути, так что не было ни одного, проходящего по ним и спешащего совершить установленный у них праздник, как прежде. Да, учреждения Иудеев пришли в такое жалкое положение, что не было уже совершающих празднества их, и едва спасшиеся и оставшиеся от войны не могли уже пользоваться благополучием. Посему пророк Иеремия и сделал судьбу Иудеев предметом плача, говоря «//путие Сиони рыдают, яко несть ходящих по них в праздник//» [[old:pier:01:04|(Плч.1:4)]]. А что слово это также непреложно, это объяснят нам последующие слова, ибо сейчас же присовокупляет: «**изчезоша гради их, занеже ни единому быти, ни жити**». Да, поистине «//страшно есть еже впасти в руце Бога живаго//» [[new:evr:10:31|(Евр.10:31)]]. Раздражая Его своими грехами и притом необузданно, мы, как бы уличенные в преступлениях надменности, тогда-то именно и по всей справедливости низвергаемся в погибель и лишены будем вышнего ограждения, найдем сердце свое как бы удобопобедимым и беззащитным и, кроме того, не найдем путей правды. Но этих бедствий легко избежит тот, кто решился следовать воле Господа и пред Ним послушно преклонил выю души своей. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей** См. Толкование на [[old:sof:03:01#blzh_ieronim_stridonskij|Соф. 3:1]] ===== Лопухин А.П. ===== **Я истребил народы, разрушены твердыни их; пустыми сделал улицы их, так что никто уже не ходит по ним; разорены города их: нет ни одного человека, нет жителей** См. Толкование на [[old:sof:03:05#lopuxin_ap|Соф. 3:5]] [<10>]