[<10>] ====== Толкования на Соф. 3:8 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство** Поскольку пренебрегшие божественными заповедями преданы были врагам и впали в руки погубившего и самый оставшийся грозд, то напоследок повелел подвергнувшимся рабству ждать и мужественно терпеть, пока Он не восстанет на помощь им, которую Он как бы засвидетельствовал чрез святых пророков и ясно предвозвестил, что она некогда наступит. Итак, «**день воскресения во свидетельство**» указывает на время помощи, о которой наперед засвидетельствовал, что оно непременно наступит. Таков исторический смысл изречения. Но мы утверждаем, что духовный смысл изъясняемых слов направляется к открытию тайны Христовой и желает указать на время избавления вселенского и всеобщего, то есть, чрез Христа. Правда, некогда, по прошествии семидесяти лет (плена), Бог всяческих восстал на помощь потерпевшим такие (бедствия); но в последние времена века Единородный соделался человеком не для того только, чтобы избавить Израиля, но для того, чтобы, освободив от рабства дьяволу все народы, сделать их свободными, избавить их от тления и нечистоты греха и, преимущественно, от поклонения твари вместо Творца. Когда же сделался человеком – «//претерпе крест, о срамоте нерадив//» [[new:evr:12:02|(Евр.12:2)]], дабы кровью Своей приобрести Богу и Отцу и тех, которые еще живы, и тех, которых раньше поглотила смерть, по написанному: «//на сие бо Христос и умре и воскресе,... да и мертвыми и живыми обладает//» [[new:rim:14:09|(Рим.14:9)]]. Поэтому справедливо было сказано древним: «**сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство**». Свидетельством же как бы упразднения смерти служит восстании Христа из мертвых, с Которым вместе и мы сами воскресли, оправдавшись верою и вместе со смертью удалившись от виновника смерти – греха. ---- **Зане суд мой в сонмища языков еже приятии царей, еже излияти на ня гнев мой весь, гнев ярости моея: зане огнем рвения моего поядена будет вся земля** Угрожает Халдейским народам опустошением, которое произведено было Киром и теми, которые были сподвижниками по оружию и в союзе с ним сразились, учиняя набеги на города Вавилонские и делая ужасные нападения на всех. Итак, «**будет**», говорит, «**суд мой**» на собрание народов, так что возьму и царей, очевидно поименованных, для наказания чрез них, и сонмища народов, весьма много униженные их войсками и могуществом и подвергшиеся жестокости всякого рода. «**Излию на ня**», говорит, «**весь гнев ярости моея**»; ибо не подлежит сомнению, что великие и чрезвычайные преступления (Бог) наказывает немалым гневом, но на всякого грешника непременно налагает и наказания, вполне соответствующие его преступлениям. А что Он намеревался как бы истребить огнем все благосостояние Халдеев, это объяснял, говоря: «**зане огнем рвения моего поядена будет вся земля**». А какова эта ревность или против кого она устремлена, объясняет пророк Захария, говоря: «//сице глаголет Господь Вседержитель: ревновах по Иерусалиму и Сиону рвением великим, и гневом велиим аз гневаюся на языки нападающыя: зане аз убо прогневахся мало, они же налегоша во злая//» [[old:zah:01:14|(Зах.1:14–15)]]. Такое предложим мы изъяснение прочитанных слов в историческом смысле. Но они могут быть понимаемы и иначе, если в духовном смысле отнесены будут к таинству Христа. В прочитанном уже прежде он говорил: «//сего ради потерпи мене, глаголет Господь, в день воскресения моего во свидетельство: зане суд мой в сонмища языков еже приятии царей, еже излияти на ня весь гнев ярости моея//»; ибо Христос воскрес, опустошив ад, «//яко не бяше мощно держиму быти ему//», как Жизни по природе ([[new:in:11:25|Ин. 11:25]], [[new:in:14:06|Ин. 14:6]]; [[new:1in:05:11|1Ин.5:11]] и др.) от смерти, по написанному [[new:act:02:24|(Деян.2:24)]]. Тех, которые уверовали в Него, Он не оставил во владычестве дьявола, но творит святой и достойный Бога суд, принимся (в свою власть) сонмища языков, то есть толпы демонов, и самих некогда властвовавших и царствовавших над заблуждающимися, как бы хватая и заключая, и низвергая в самую преисподнюю бездну, то есть в ад, – и изливая на них весь гнев и как бы сжигая их огнем, движимый неизреченной и божественной силой и ревностью великой. Он «//прогневался мало//», за преступления Адама; «//они же налегоша в злая//», отвлекая от Бога всю вселенную и ум подвластных своих подвергая удушению грязью греха [[old:zah:01:15|(Зах. 1, 15)]]. Так, Слово Бога ревновало о духовном Сионе, то есть о церкви, ибо Он искупил ее и, как пишет блаженный Павел, «//представи ю себе... не имущу скверны, или порока, или нечто от таковых, но святу и непорочну//» [[new:ef:05:27|(Еф.5:27)]]. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля** См. Толкование на [[old:sof:03:07#svt_kirill_ierusalimskij|Соф. 3:7]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 8–9 **Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно** Эти слова Иудеи истолковывают в отношении к пришествию Иисуса Христа, которое, по ожиданиям их, имеет быть, и говорят, что после собрания всех народов и после излияния на них гнева Господня в огне ревности Его должна быть пожрана вся земля. И подобно тому, как было пред столпотворением, когда все народы говорили одним языком, так и после обращения всех к почитанию истинного Бога, все будут говорить по-еврейски и весь мир будет служить Господу. А мы, следующие не букве, которая убивает, но животворящему духу, и не Иудейским баснословиям, слышим от Господа: «Приготовься, встань с рассветом: рассеяны все ветви их» и приготовившись говорим: //Готово сердце мое, Боже! Готово сердце мое// [[old:ps:056:08|(Пс. 56:8)]]; слышим и заповеданное в Притчах: //Приготовляй при исходе дела твои// [[old:pr:24:27|(Прит. 24:27)]]; [слышим] и то, что таинственно говорится в книге Левит [[old:lev:16:start|(Лев. 16:10–29)]] – [именно]; что в седьмой месяц, в десятый день месяца приводит Аарон за народ козла отпущения, и живого, после возложения на голову его рук и перенесения на него всех грехов народа Израильского, передает его в руки нарочито поставленного человека и отсылает его в пустыню, – относим это к себе и, приготовившись по повелению истинного первосвященника, выбрасываем зло из среды церкви. Когда мы сделаем это, то ночь проходит, приближается день, и мы, как ходящие во дни благообразно, говорим: //Боже, Боже мой! Пред Тобой я бодрствую от утра// [[old:ps:062:02|(Пс. 62:2)]]. И непосредственно затем прибавляем: //Утром рано Ты услышишь молитву мою, утром я предстану пред Тобою и увижу// [[old:ps:005:04|(Пс. 5:4–5)]]. Действительно, если мы не будем приготовлены, то не взойдет на нас солнце правды; а по восходе солнца все ветви от виноградника Содомлян будут рассеяны и погибнут, так что не только погибнут большие виноградные кисти, но даже рассеется и то, что, по видимому, в нас было незначительно, при ярком свете светильника Христова. И вот обещая за всё это награду нам, Бог говорит: Ожидай Меня в день восстания Моего во свидетельство. Действительно, Бог восстанет в нас после пороков и грехов; а соответственно тому, что говорит Он в другом месте: //Будьте Мне свидетелями и Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок Кomopогo Я избрал// [[old:is:43:10|(Ис. 43:10)]], для нас свидетель есть Отец с Сыном и Святым Духом, так что //устами двух или трех свидетелей станет всякое слово// [[old:vtor:17:06|(Втор. 17:6)]], а, по моему мнению, таким образом мнение утверждается и при трех свидетелях истина устанавливается даже больше, чем чрез письмена. В самом деле, два было свидетеля против Сусанны [[old:dan:13:start|(Дан. 13)]] и против самого Господа, однако не стояло слово [истины] во устах их. Так же против Набота (Навуфея) свидетельствовал почти весь город; но взаимное согласие свидетелей нечестивых привело не к утверждению истины, а к преступному заговору [[old:3ts:21:start|(3Цар. 21:10–15)]] [против него]. – Ибо суд Мой, – говорятся далее, – на собрание народов, чтобы, собрать царей на место наказания их, чтобы излить на них весь гнев Мой, гнев ярости Моей. Меньший скоро заслуживает прощение и весьма близок к милосердию; //а могущественные претерпят сильные истязания// [[old:prs:06:06|(Прем. 6:6)]]. Поэтому народы и множество народов будет собрано на суд, а цари, т. е. вожди в учениях развращенных, будут приведены к наказанию, чтобы излился на них весь гнев ярости Господа. И это будет не вследствие какой либо жестокости, как то думают кровожадные Иудеи, а вследствие милосердия и с целью уврачевания; ибо далее следуют слова: В огне ревности Моей погибнет вся земля. В самом деле после собрания народов на суд и царей – для наказания, чтобы излился на них гнев и не отчасти только, а во всей полноте своей, – в соединении с яростию, – [после всего этого] по всей земле будет уничтожено все земное, – все относящееся к делам земли, т. е. плоти; пламя ревности Моей в конец пожрет все ее терния и колючие кустарники. И тогда Я обращу против народов язык к возрождению ее, чтобы каждый, отложив заблуждение, возвратился к первоначальному способу исповедания Господа; и тогда //о имени Иисуса преклонится всякое колено: небесных, земных и находящихся в преисподней, и всякий язык будет исповедовать Иисуса Господом в славу Бога Отца// [[new:fil:02:10|(Флп. 2:10]]–[[new:fil:02:11|11)]]. И отбросив кирпичи и грязь, бывшие у нас вместо камней и глины и служившие для укрепления гордости нашего заблуждения против Господа, мы примем утраченный нами прежде язык и будем [работать] под игом Христа, Который говорит: //Иго Мое приятно, и бремя Мое легко// [[new:mf:11:30|(Мф. 11:30)]]. Необходимо, однако, отметить, что в том месте, где мы перевели: Возвращу народам язык избранный, Семьдесят вместо: избранный перевели: в возрождение ее, так что подразумевается: земли. Ошибка произошла от того, что Еврейское слово barura (ברורה), переведенное у Акилы и Феодотиона: избранный, а у Симмаха: чистый, Семьдесят прочитали badura (ברורח), принимая букву рес за далет вследствие весьма большего сходства их составных частей, отличаемых только маленьким крючочком вверху. Также и там, где мы перевели: В день восстания Моего в будущем, все другие перевели: во свидетельство. Еврей, который помогал мне в изучении Писаний, утверждал, что слово laed (לעד) в этом месте должно быть понимаемо скорее в смысле εἰς ἔτι, т. е. на будущее, чем во свидетельство, ибо слово ed, которое пишется чрез буквы аин и далет, значит и ἔτι и μαρτύριον; т. е. и будущее и свидетельство. – Это место мы можем изъяснять и в отношении к первому пришествию Христа, когда уничтожив всякое заблуждение, поправ демонов и разрушив дела земные, Апостолы стали говорить на всех языках [[new:act:02:start|(Деян. 2:4–12)]] и когда по устранении древнего смешения [языков] были даны единым уста для исповедания. А под царями, которые низлагаются и уничтожаются божественным гневом, должно разуметь главных представителей извращенных учений. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля** //Поэтому в день гнева Иеговы и Иерусалим погибнет подобно Ниневии и другим городам и целым царствам мира// Стих восьмой представляет необычный в пророческих речах переход от угроз к утешительным обещаниям (ср. [[old:is:10:24|Ис X:24;]] [[old:is:27:09|XXVII:9;]] [[old:ier:16:14|Иер XVI:14;]] [[old:iez:39:25|Иез XXXIX:25]]). Содержанием этого предварительного утешения народу Божию служит последний акт мирового суда по пророческой эсхатологии (ср. [[old:iol:03:start|Иоил III]] (евр. IV) гл., [[old:iez:38:start|Иез XXXVIII-XXXIX]]; ср. [[old:mih:04:12|Мих IV:12]]): окончательное собрание всех языческих народов пред Иерусалимом и окончательное же их поражение в решительной борьбе. Если ранее, [[old:sof:02:04|II:4]] cл., пророк говорил о грядущей каре на отдельные иноземные народы, и именно - на территориях их обитания, то теперь он в мысли своей стягивает все народы мира к Иерусалиму, возвещая от лица Иеговы, что "огнем ревности Его будет пожрана вся земля". Конечно, выражение "вся земля", евр. //кол-гаарец,// здесь должно допустить ограничительное толкование: уничтожены будут лишь противные Богу в Его религии элементы в язычестве и иудействе, - "по всей земле будет уничтожено все земное, - все, относящееся к делам земли, т. е. плоти; пламя ревности Моей в конец пожрет все ее тернии и колючие кустарники" (блаж. Иероним, с. 303). Взор пророка отнюдь не ограничивается мрачною картиной суда Иеговы над грешным миром; напротив, он проникает гораздо далее и в отдаленной перспективе усматривает зарю лучшего будущего не только для Израиля, но и для всего человечества: после суда исчезнет с земли зло, сначала нравственное, а затем и физическое, и настанет истинное Царство Божие. Первым благом и неизмеримо важным следствием суда Божия будет полное обращение язычников к вере Иеговы (ст. 9-10). [<10>]