[<10>] ====== Толкования на Соф. 3:9 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== Ст. 9-10 **Яко тогда обращу к людем язык в род его, еже призывати всем имя Господне, работати ему под игом единем. От конец рек Ефиопских молящыя мя, в разсеянных моих принесут жертвы мне** Говорит, что после опустошения страны Вавилонской и уничтожения надменных, язычники познают ниспровергающее ее могущество Божие. И когда смеющиеся некогда над падающим и погибающим Израилем увидят его со славой возвращающимся домой и в святой город, а разорителей его – совершенно погибшими, тогда переменят язык (речь) и будут посвящать его уже прославлению Бога, хотя в древности они покивали главами своими, думали и говорили, что Иудея взята была потому, что тиран Вавилонский как бы превозмог Того, Кто помогал им, то есть Бога. Когда, таким образом, они увидят, что обстоятельства приняли противоположный оборот, тогда изменят языки по племенам их, или по коленам и родам, и будут употреблять (их) в прославление Бога. Захотят, думаю, служить под единым игом и приносить жертвы, хотя бы по положению стран они находились на далеком расстоянии друг от друга и обитали в странах Эфиопских. Итак, вот что должно быть сказано относительно буквального смысла (изъясняемых слов). Но мы утверждаем, что эти слова сбылись во времена пришествия Христова и служат ясным знамением перемены языков. Так в Деяниях святых Апостолов написано, что во дни Святой Пятидесятницы все собрались вместе и се «//бысть... с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще. И явишася им разделени язы ́цы яко огненни, седе же на единем коемждо их. И исполнишася вси Духа свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати//» [[new:act:02:01|(Деян.2:1–4)]]. Итак, в то время, говорит, переменю язык «**к людем**»; «//яко слышаху... вси своим языком глаголющих их//» [[new:act:02:06|(Деян.2:6)]], Парфяне и Мидяне, и Еламиты, и другие народы. Впрочем, обрати внимание на следующее. Сказал, что переменит язык «**в род его**», то есть он (язык) останется у однажды заговоривших им до конца их жизни или рода. Таким образом, он (язык) был знамением (до конца жизни) только для тех, на коих, как говорит Священное Писание, почили языки [[new:act:02:03|(Деян.2:3)]]. Посему говорит, что переменю «**язык в род его**». Но такого явления еще не случалось у тех, которые жили после них. А по какой причине, сему пусть научит нас премудрый Павел. Он сказал, что «//языцы в знамение суть не верующим, но неверным//», ибо написано: «//яко иными языки, и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако//» уверуют ([[old:is:28:11|Ис.28:11–12]]; [[new:1kor:14:21|1Кор.14:21–22]]). Но каким образом перемена языка «**в род его**» приносит пользу, это Он сам объясняет нам, говоря: «**еже призвати всем имя Господне, работати ему под игом единем, от конец рек Ефиопских принесут жертвы мне**». Действительно, когда увидели Апостолов говорящими иными языками, немало удивившись этому чуду, уверовали во Христа, весьма многочисленные из бывших тогда призвали имя действительного и истинного Бога, преклонились пред евангельскими повелениями, стали служить Христу и приносить жертвы «**от конец рек Ефиопских**». Ведь племя Эфиопское простирается от востока до запада, и живет оно при реке Геон, ибо «сия есть окружающая всю землю Ефиопскую» [[old:gen:02:13|(Быт.2:13)]]. Впоследствии слово пророческое приходит в исполнение, ибо Евангелие проповедано не только в Римской земле, но приходит уже и к варварским народам. Так, повсюду (имеются) церкви, пастыри и учители, наставники и тайноводители, и божественные жертвенники; жрется духовно и Агнец святыми священнослужителями и у Индийцев, и у Эфиопов. Об этом-то и было ясно сказано устами другого пророка: «//зане царь велий аз есмь, – глаголет Господь, – и зане... имя мое прославися во языцех, и на всяцем месте фимиам приносится имени моему и жертва чиста//» ([[old:mal:01:11|Мал.1:11]], [[old:mal:01:14|14]]). **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно** См. Толкование на [[old:sof:03:08#blzh_ieronim_stridonskij|Соф. 3:8]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 9-10 **Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно. Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары** //Но день суда Божия над нечестивыми будет иметь началом обновления всего человечества, и первыми обратятся к почитанию Иеговы язычники разных стран// Этой величайшей важности событие - переход бесчисленных народных масс от тьмы зловерия к свету истинного Боговедения, от лжи к вечной истине, - пророк представляет чрезвычайным делом особого творческого акта нарочитого очищения Богом уст бесчисленных людей: //аз эгпох эл аммим сафа берура, тогда опять Я дам народам уста чистые.// Под "устами чистыми", евр.: //сафа берура,// Vulg. : labium electum, многие иудейские раввины разумели еврейский язык, на котором, будто бы, будут говорить все народы по обращении к Богу: "подобно тому, как было пред столпотворением, когда все народы говорили одним языком, так и после обращения всех к почитанию истинного Бога, все будут говорить по-еврейски, и весь мир будет служить Господу" (//блаж. Иероним,// с. 301). В действительности, пророк, говоря о даровании народам Богом чистых уст (Акила и Феодот. "избранные уста"), мысли - это дело Божие по аналогии с тем очистительным актом, который, по [[old:is:06:05|Ис VI:5-7]], совершен был, по повелению Божию, одним из Серафимов над устами пророка Исаии, вследствие сетования его на нечистоту уст его и уст народа его: Серафим взял клещами горящий уголь с алтаря и, коснувшись им уст пророка, сказал: //"беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен".// Чистота уст здесь предполагает чистоту мыслей, чувств - всего духовного содержания человека. По аналогии с этим нужно понимать и то коллективное очищение уст, которое возвещает народам от лица Божия пророк Софония: он имеет в виду благодарованую чистоту религиозной веры. Уста язычников были осквернены и были нечисты призыванием ложных богов [[old:os:02:19|(Ос II:19;]] [[old:ps:115:04|Пс CXV:4)]]; "чистыми же устами называет (пророк) уста, именующие не богов, но Бога" (//блаж. Феодорит,// с. 53). "Дать чистые уста" значит: произвести такую перемену во внутреннем настроении язычников, чтобы все они свято чтили Бога и выражали свои чувства в речи полной истинного благочестия и свободной от всякого следа языческих суеверий, а равно и в соответствующей религиозно-нравственной жизни, - "чтобы все призывали имя Господне и служили Ему единодушно". Подобное сему изрек Бог и устами Исаии: //языцы немотствующии скоро научатся глаголати мир// [[old:is:32:04|(Ис XXXII:4)]], и еще: //и ясен будет язык гугнивых// [[old:is:35:06|(Ис XXXV:6)]]. Посему, оные народы, обученные многобожию, обратит и соделает избранными и чистыми, так что все призовут имя Господне и все народы поработают //под игом единем (блаж. Феодорит//, с. 53). Эта всеобщность будущего распространения истинного Боговедения и Богопочтения среди всех народов в ст. 10 подтверждается на примере жителей Эфиопии - самой далекой на юге страны, известной в географии того времени (сн. [[old:sof:02:12|II:12;]] [[old:is:18:01|Ис XVIII:1]] сл. ), орошаемой "реками" //негарим// - Белым и Голубым Нилом. "Обитающие на крайних пределах" земли, приняв учение всюду рассеянных Мною проповедников, принесут мне жертву хвалы. Так перевел и Сим-мах: от концов рек Эфиопских, молясь мне, чада рассеянных Мною принесут Мне дар; то есть, став чадами рассеянных Мною во все народы проповедников благочестия, принесут Мне духовные дары (//блаж. Феодорит//, с. 53-54). Мысль стихов 9 и 10 преднамечалась уже ранее в ст. [[old:sof:02:11|II:11]] и теперь лишь полнее и далее раскрывается (ср. [[old:is:45:20|Ис LXV:20;]] [[old:mal:01:11|Мал I:11]]). Здесь же дается видеть, что благотворное действие суда Божия на язычников столь же благотворно отразится и на Иудеях. Именно, далее сначала, [[old:sof:03:11|ст. 11-13]] изображается нравственная перемена иудейской общины, а затем, [[old:sof:03:14|ст. 14-20,]] рисуется величественная картина тех великих милостей, какие имеет излить Иегова на очищенный бедствиям плена остаток Своего народа. [<10>]