[<10>] ====== Толкования на Соф. 3:10 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **От конец рек Ефиопских молящыя мя, в разсеянных моих принесут жертвы мне** См. Толкования на [[old:sof:03:09#svt_kirill_aleksandrijskij|Соф. 3:9]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 10–13 **Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары. В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их** Когда Господь даст народам верующим язык избранный, и все призовут имя Господа и понесут иго Его, тогда даже из за рек Эфиопии, откуда пришла царица Саба [Савская], чтобы послушать мудрости Соломона [[old:3ts:10:start|(3Цар. 10:4),]] принесут жертвы Господу: И //Ефиопия прострет руки свои к Богу// [[old:ps:067:32|(Пс. 67:32)]], а эфиоплянка вступит в брак с истинным Законодателем, Который поразил Египет десятью казнями [[old:ish:02:21|(Исх. 2:21]]–[[old:ish:02:22|22)]], хотя синагога еврейская будет завидовать. А в словах: Оттуда поклонники Мои, дочь рассеянных Моих, принесут Мне дары заключается такой смысл: О Израиль, о синагога, некогда бывшая дочерью, которую Я рассеял по всему миру, хотя ты завидуешь, хотя ты мучишься ревностью, однако Мне будут принесены жертвы из Эфиопии, т. е. от народов языческих. В тот день, т. е. когда уверует множество язычников, даже ты не будешь в смятении от всех заблуждений своих, которыми ты вероломствовала против Меня, избирая Варавву и распиная Сына Божия [[new:in:18:40|(Ин. 18:40)]]. Тогда удалю из среды твоей книжников, священников и фарисеев, хвастающихся превозношением твоим, и ты уже не будешь величаться на горе святой Моей; но будет у тебя народ бедный, люди некнижные и рыбари, которые будут возлагать надежду на имя Господне. Остатки Израиля, т. е. не то множество, которое взывало: Распни, распни Его! [[new:in:19:06|(Ин. 19:6)]], не первосвященники и знатные, а именно остатка не будут делать неправды; веруя истине, они не скажут лжи на Христа, и не найдется среди их языка коварного, ибо они знают, что всякая ложь от диавола [[new:in:08:44|(Ин. 8:44)]]. Так как они будут пастись сами собою и говорить: //Господь пасет меня, и ни в чем у меня не будет недостатка, на месте обильного пастбища, – там поставил меня, и на воде покойной воспитал меня. Душу мою обратил// [[old:ps:022:01|(Пс. 22:1]]–[[old:ps:022:02|2)]]; то никто не наведет на них страха, когда вера верующих одержит верх над превозношением гонителей. Пусть так будет понято в отношении к первому пришествию Иисуса Христа, которого Иудеи еще ожидают в конце, и надеются, что они будут жить в Иерусалиме, где подобно стадам животных они будут иметь изобилие даров телесных и богатств Иуды и будут питаемы свежею травою, и уже не будет никого, чтобы устрашать их, так как все народы будут принижены и подчинены им. – А мы, получая случай из этого баснословия утвердить истинную историю, говорим [или: будем говорить], что, когда нам дан чистый, или избранный, или ясный (как перевел Симмах) язык, мы оставляем в реках Эфиопии всю черноту души и грязный цвет, и яд дракона, который окрасил нас или грехами, или пороками, оставляем вместе с учителями превратных догматов, орошавших нас прежде, и будем приносить Христу дары вместе с рассеянным некогда Израилем. В тот день взойдет для нас день Христов, и каждому из нас будет сказано: «Ты не будешь в смятении от всех злых ухищрений своих», т. е. от нечестивейших помышлений, с которыми мы прежде действовали против Господа и будет отброшена всякая гордость и все безчестное, с чем мы восставали против Господа и против святой Горы Его, Господа нашего и Спасителя, и вместо высоких, но безсодержательных наименований [титулов] у нас будет народ кроткий и смиренный, так что мы не будем мыслить ни о чем высокомерном и надменном, ни о том, что не угодно Богу. Вместе с тем обрати внимание и на то, что в день суда и при кончине мира будут уничтожены все наименования почестей, и останется один народ и [одно] стадо под управлением единого кроткого и смиренного Пастыря. Тогда по вступлении [в царство Божие] полноты народов (ибо Бог всех заключил под грехом, чтобы и умилосердиться над всеми [[new:rim:11:32|(Рим. 11:32)]], Израильский народ будет бояться имени Божия. И остатки Израиля уже не будут более делать несправедливости, в которой они отрицали Господа, и не будут говорить тщетного, утешая себя нелепыми баснословиями; не найдется среди них языка лживого, когда чрез них будет говорить Христос, Который есть истина. В самом деле тогда они будут пастись сами в одном стаде и будут находить успокоение в Церкви, и нападений истинного Навуходоносора не будут уже бояться. Видя это и читая о столь великих таинствах, ты воскликнем с Апостолом скажем: //О глубина богатства, премудрости и ведения Божия! Сколь неиспытуемы суды Его и не исследуемы пути Его// [[new:rim:11:33|(Рим. 11:33)]]; чувствуя это и размышляя об этом, и пророк предугадывает относительно судов Божиих: «В ночи я размышлял в сердце своем и терзался духом своим и говорил: «Ужели на веки отвергнет Бог и уже не продолжит далее оказывать милосердие, и ужели во гневе Своем удержит милосердие Свое?» и сказал: //Ныне я начал: это перемена десницы Всевышнего// [[old:ps:076:start|(Пс. 76:7–8, 11)]]. И смысл этого места такой: моя мысль о том, что Господь на веки оставил грешников и что милосердие Его удерживается заступающим место гневом, пришла к такому выводу: это было с тем, чтобы изменением десницы Своей, десницы Всевышнего, изменит все и умилосердится над теми, которых Он прежде оставил. Итак, и мы, и остатки Израиля, зная, что имеет //воздать за всякое слово праздное// [[new:mf:12:36|(Мф. 12:36)]] и что рассеет Господь все уста льстивые, уже не будем говорить суетного. //Ибо суета сует и все – суета// [[old:ekl:01:02|(Еккл. 1:2)]] и: //Совершенная суета – всякий человек живой// [[old:ps:038:06|(Пс. 38:6)]]. И не будем произносить устами своими лжи; но, получив силу попирать ногами змей и скорпионов и всякую силу вражию [[new:lk:10:19|(Лк. 10:19)]], уже не будем бояться никакого страшилища, не будем опасаться засады волков, так как Христос – страж; но будем говорить: //Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого я буду бояться?// [[old:ps:026:01|(Пс. 26:1)]] и прочее содержащееся в двадцать шестом Псалме. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Из заречных стран Ефиопии поклонники Мои, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары** См. Толкование на [[old:sof:03:09#lopuxin_ap|Соф. 3:9]] [<10>]