[<10>] ====== Толкования на Соф. 3:12 ====== ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И оставлю в тебе люди кротки и смиренны, и будут благоговети о имени Господни останцы Израилевы, и не сотворят неправды, и не возглаголют суетных, и не обрящется в устех их язык льстив** Опять говорит Сиону или святому городу, говорю, Иерусалиму, которому обещает, что в нем останется народ весьма кроткий и смиренный. Синагога иудейская дерзко поступила против Спасителя всех Христа, стала убийцей Господа и за это подвергается праведному наказанию. Но она не вся погибла; немалое количество из них уверовало. А эти были кроткие, не воспламенявшиеся неистовым гневом против Христа, подобно тем, которые привели Его тогда к Пилату и кричали, говоря: «//возми, возми, распни Его//», и к этому присовокупляли: если сего не умертвишь, «//неси друг Кесарев//» ([[new:in:19:12|Ин.19:12]], [[new:in:19:15|15]]). Что может быть бесчеловечнее этого? Призывая на свои головы даже самую праведную Его кровь, они безрассудно говорили: «//кровь его на нас и на чадех наших//» [[new:mf:27:25|(Мф.27:25)]]. Итак, не участвовали в такой жестокости люди кроткие, а также смиренные, потому что они подчинялись Христу и под иго Его преклонили свои духовные выи, и по любви к Нему с большой радостью внимали Его словам: «//приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы: возмите иго мое на себе и научитеся от мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым//» [[new:mf:11:28|(Мф.11:28–29)]]. Итак, и в этом они были подобны Христу, Который ради нас обнищал, как бы пренебрег подобающей Ему как Богу славой и свойственным Его природе превосходством, чтобы для устроения нашего спасения перенести рабское состояние. Итак, повинующиеся Его законам, подобно Ему, смиренно думают о себе. Сии «**будут благоговети о имени Господни**»; ибо они были весьма богобоязненны и, преимущественно пред другими, божественные ученики, которые соделались светом миру. Боголюбивые и благие, они, говорит, будут отвращаться неправды и пустословия («**не возглаголют суетных**», говорит), и неискреннего языка; ибо это – лукавство. Вот их духовная красота и как бы некоторый превосходнейший венец из достоинств добродетелей. Где кротость и смирение, и стремление к правде, язык, незнающий пустословия, и тем менее – греховных слов, напротив – всегда правдивый и слуга искренности, там всенепременно обнаруживается славная и совершеннейшая добродетель; а такая добродетель и свойственна сущим во Христе, потому что красота благочестия открывается не в законе, но, напротив, блистает в силе евангельского учения. ---- **Зане тии пожируют и угнездятся, и не будет устрашаяй их** Некогда книжники и фарисеи нерадиво пасли народ Иудейский; ибо законом заповедано было им руководить народом и за это они были почтены преимуществами священства. Итак, они были пастыри, наемные впрочем, и как бы приставленные к чужим стадам, – видели «//волка грядуща и оставляли овцы//», – по слову Спасителя [[new:in:10:12|(Ин.10:12)]]. А что они весьма небрежно относились к словесным овцам своим и оставляли их зверям, вернее же сами были волками, – это всякий легко увидит из сказанного устами пророков. Так, один, как бы от лица Божия, говорил: «//горе пастырем, иже расточают и погубляют овцы паствы//» их [[old:ier:23:01|(Иер.23:1)]]; другой же: «//сия глаголет... Господь: оле, пастыри Исраилевы, еда пасут пастырие самих себе? не овец ли пасут пастырие? се, млеко ядите..., а... изнемогшаго не подъясте, и сокрушеннаго не обязасте и заблуждающаго не обратите, и погибшаго не взыскасте, и крепкое оскорбисте трудом.... И разсыпашася овцы моя, понеже не имеяху пастырей, и быша на изъядение всем зверем селным//» и птицам небесным [[old:iez:34:02|(Иез.34:2–5)]]; в другом месте говорит к самим пастырям: «//пасите овцы заколения. Яже стяжавшии закалаху и не раскаявахуся, и продающии я глаголаху: благословен Господь, и обогатихомся//» [[old:zah:11:04|(Зах.11:4–5)]]. Так губили пастыри стада словесных овец, не отгоняя от них зверей, напротив, сами подражая зверям. Когда же потом воссиял Христос, Пастырь Добрый, полагающий душу Свою за овцы [[new:in:10:11|(Ин.10:11)]]; тогда мы пасемся с рачительностью. Мы имеем пастбища при источниках, по написанному [[old:is:49:10|(Ис.49:10)]], и отдых в стойлах, то есть: мы водворены в церквах и святых храмах; и нас никто не устрашает и не расхищает, ни лев не попирает, ни вор не подкапывает, и никто к нам не приходит, «//да украдет и убиет и погубит//» [[new:in:10:10|(Ин.10:10)]]. Напротив, мы живем в безопасности и ограждении, и участвуем во всяком добре, имея своим начальником самого Спасителя всех, говорю, Христа. И это открыл нам Бог и Отец, говоря нам устами Иезекииля: «//сия глаголет... Господь:... спасу овцы моя,... и разсужду между овном и овном. И возставлю им пастыря единаго,... раба моего Давида,... и будет им пастырь//» [[old:iez:34:20|(Иез.34:20–23)]]. **//Толкование на пророка Софонию.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне** См. Толкование на [[old:sof:03:10#blzh_ieronim_stridonskij|Соф. 3:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне** См. Толкование на [[old:sof:03:11#lopuxin_ap|Соф. 3:11]] [<10>]