[<10>] ====== Толкования на Суд. 15:4 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 4-5 **И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные** Теперь посмотрим, что сделал Самсон, обиженный другом, взявшим его жену. Он взял лисиц, то есть развратных друзей, о которых сказано в Песне песней: Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники [[old:pp:02:15|(Песн. 2:15)]]. Что значит ловите? Это значит: хватайте, обличайте, опровергайте, дабы не погибли виноградники Церкви. Что иное значит ловить лисиц, как не обличать еретиков властью закона Божьего, как не связывать и сковывать их свидетельством Священного Писания, словно цепями? Самсон поймал лисиц, связал хвост с хвостом и привязал горящие факелы. Что значат связанные хвосты лисиц? Что иное представляют собой лисьи хвосты, как не плоды ереси (которые поначалу льстивы и обманчивы), которые связаны, то есть осуждены и ввергнуты в огонь? Они разрушают плоды и добрые дела тех, кто поддаётся их соблазнам. Вот людям говорят: не слушайте еретиков, не соглашайтесь с ними, не поддавайтесь их соблазнам. Они же отвечают: почему? Разве тот-то и тот не слушали еретиков? И разве вот тот христианин не совершил вот тех грехов, того прелюбодеяния, того хищения? И что с ним стало плохого? Первое дело лисиц - привлекать к себе соблазнённых; конец всему - огонь. Поскольку прежде ничего не случилось, не будет ли так и потом? Но он идёт в огонь грядущий. Ты считаешь, что еретики ведут в огонь, в котором гореть будут плоды врагов их, но сами они не воспылают? Не стоит сомневаться, что лисицы, когда сожгли урожай, сгорели и сами. Придёт суд на еретиков: что они не замечают теперь, то всё это за ними. Они ласково льстят, показывают себя свободными от ограничений. Но на суде Божьем хвосты их связываются, то есть ввергнут они себя в огонь, ибо нечестие предшествует их наказанию. **//Проповеди.//** ===== Свт. Максим Туринский ===== Ст. 4-5 **И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные** Будем же избегать, братья, будем избегать заразного обмана коварных лисиц! Будем избегать смертоносных хитростей порочных людей, дабы (подобно тем лисицам, которых однажды славный и сильнейший муж Самсон отправил на поля филистимлян с горящими факелами на хвостах и которые всё уничтожили огнём) лисицы лжеучений таким же образом не собрали обманом плодов с наших полей или не предали их пламени огня. Потому давайте будем, как мы читали, просты и умны, то есть просты, как голуби, и умны, как змеи, чтобы ум змея мог защитить простоту голубя. **//Проповеди.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 4-5 **И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные** Так же как те, которые путешествуют по бездорожью пустыни, дрожат при виде змей на земле и те, которые путешествуют по тропинкам и ужасаются при виде гадюк, прячущихся на тропинках, так и филистимляне, которые путешествуют по дорогам и по бездорожью пустыни, страшатся Самсона. Будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад [[old:gen:49:17|(Быт. 49:17)]] . Именно во время великого голода, который Бог навлек на филистимлян, Самсон сжег их урожай с помощью лисиц, ибо они несли огонь на своих телах, как всадника на лошади. Тогда филистимляне уязвлены были отсутствием хлеба, а затем и пали из-за отсутствия пищи. **//Комментарии на Книгу Бытия.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами** Где Сампсон изловил столько лисиц? У иноплеменников была гора, в которой водилось много лисиц. Сие показывает и история. Ибо сказано: //«и нача Амморей жити в горе Мирсиноне, идеже медведи и лисицы»// [[old:sud:01:35|(Суд. 1:35)]]. **//Толкование на Книгу Судей.//** ===== Пруденций ===== Ст. 4-5 **И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы, и пустил их на жатву Филистимскую, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные** Неодолим Самсон, \\ ибо сила его в волосах - \\ на него лев нападает. \\ Убивает он льва, и из пасти его \\ мёд истекает, челюсть ослиная \\ водным истоком становится. \\ Глупость смывается чистой водой, \\ сладостью - доблесть. \\ Триста лисиц уловляет Самсон, \\ их оружием делает факел \\ на их хвостах - их в хлеба отпускает \\ филистимлян, \\ и поля их в огне погибают. \\ Так коварно лисица \\ В виноградники наши \\ ереси пламя несёт. **//Исторические образы.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И пошел Самсон, и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами** См. Толкование на [[old:sud:15:01#lopuxin_ap|Суд. 15:1]] [<10>]