[<10>] ====== Толкования на Тов. 1:13 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 13-20 **И даровал мне Всевышний милость и благо­воле­ние у Енемессара, и я был у него по­ставщиком; и ходил в Мидию, и отдал на сохране­ние Гаваилу, брату Гаврия, в Рагах Мидийских, десять талантов серебра. Когда же умер Енемессар, вместо него воцарил­ся сын его Сен­нахирим, которого пути не были по­стоян­ны, и я уже не мог ходить в Мидию. Во дни Енемессара я делал много бла­го­деяний братьям мо­им: алчущим давал хлеб мой, нагим одежды мои и, если кого из племе­ни моего видел умершим и выброшен­ным за стену Ниневии, по­гребал его. Тайно по­гребал я и тех, которых убивал царь Сен­нахирим, когда, обращен­ный в бег­с­т­во­, воз­вратил­ся из Иудеи. А он многих умертвил в ярости своей. И отыскивал царь трупы, но их не находили. Один из Ниневитян по­шел и донес царю, что я по­гребаю их; тогда я скрыл­ся. Узнав же, что меня ищут убить, от страха убежал из города. И было расхищено все имуще­с­т­во мое, и не осталось у меня ничего, кроме Ан­ны, жены моей, и Товии, сына моего.** Благоволение Божие к благочестивому Товиту выразилось милостивым отношением к нему царя Енемессара — Салманассара, который сделал Товита своим «поставщиком», LXX: αγοραστής, слав.: //купец//; это занятие дало Товиту возможность приобрести некоторое состояние и вручить некоему Гаваилу в Рагах мидийских. В Вульгате сообщение это заменено более соответствующим моральной тенденции перевода замечанием, что царь ассирийский предоставил Товиту свободу ходить, куда он захочет и делать, что ему угодно; dedit illi potestatem quocumque vellet ire, habens libertatem quaecumqe facere voluisset. Но мысль греческого текста, как более простая и естественная, заслуживает решительного предпочтения пред явно искусственной конструкцией Вульгаты, то обстоятельство, что в книге Товита, [[old:tov:01:14|I:14]]; [[old:tov:04:01|IV:1]]; [[old:tov:05:05|V:5]] и др. индийский город Раги представляется существующим во время ассирийского владычества, давало повод некоторым исследователям (//Ян, Бертольд// и др.) отрицать историческую достоверность книги — на том основании, что, по свидетельству Страбона (Geograph. XI, 13, 6), город этот был построен гораздо позже, и именно Селевком Никатором. Но в действительности Раги-Екбатаны существовали в глубокой древности, по некоторым за тысячу лет до нашей эры, как свидетельствуют упоминания этого города в Авесте (Spigel Fr. Avesta, I Bd. 565) и в мидоперсидских преданиях и клинообразных надписях (сн //Rilter//. С. Die Erdkande von Asien. Bd. VI. I Abtl. s.s. 29 ff. 601, 604), и свидетельство Страбона, равно как аналогичное свидетельство Плиния Старшего (Nat. Hist. liv. VI, с. 14) о построении Раг-Екбатан Селевком должно понимать в смысле сообщения о восстановлении, реставрации города, издавна существовавшего. См. у //проф. Дроздова//, с. 404, 447–450. Вульгата изменяет мысль греч. текста в ст. 15–17 соответственно моральной тенденции перевода: о приобретенных Товитом 10 талантах здесь (ст. 16) замечено, что они были получены Товитом в виде награды от царя, quibus honoratus fuerat a rege (след. не путем коммерческих предприятий). Оставление этой суммы Товитом у Гаваила в Вульгате превращено в акт благотворительности Товита в отношении к Гаваилу, который назван нуждающимся (egentem, ст. 17). Равным образом самым путешествиям Товита в Мидию придан в Вульгате через замечание, что Товит ходил к соплеменникам, давая им спасительные наставления (monita salutis cт. 15). Нo в действительности, как свидетельствуют другие тексты книги Товита, в ст. 13 и д. первой главы изображается социальное и материальное положение Товита в плену и, в соотношении с другими данными этого рода, содержащимися в книге же Товита, это положение является, в общем, довольно благоприятным. Только с вступлением на ассирийский престол известного из [[old:4ts:18:start|4 Цар XVIII–ХIХ]]; [[old:is:36:start|Ис ХXXVI–ХXXVII;]] [[old:2par:32:start|2 Пар ХХХII]] Сеннахирима (евр. Сангериб) положение Товита, как и вообще пленных израильтян в Ассирии, ухудшилось. Товит, видимо, лишился должности придворного поставщика и не мог уже ходить в Мидию, соплеменники же его подверглись преследованию со стороны Сеннахерима, который, очевидно, после своего бегства из Иудеи ([[old:4ts:19:35|4 Цар XIX:35–36]]; [[old:2par:32:21|2 Пар XXXII:21]]; [[old:is:37:36|Ис XXXVII:36–37]]) вымещал свою злобу на пленных израильтянах и многих из них умертвил //«в ярости своей»// (ст. 18). (Сн. Толков. Библ. т II, с. 525). Не мог Товит ходить теперь в Мидию (ст. 15), вероятно, вследствие политических осложнений в этой стране — начавшегося объединения индийских племен в целях низвержения ассирийского ига, почему доступ в Мидию для мирных сношений был закрыт (ст. 15). Особенную ненависть и преследование Сеннахирима навлек на себя Товит тем, что он, обычно благотворя соплеменникам (ст. 16–17а), не боялся оказывать дело благотворения и казненным евреям, погребая убитых (17б–18). От грозившей Товиту казни он спасся бегством из Ниневии, причем все имущество его было расхищено (ст. 19–20). [<10>]