[<10>] ====== Толкования на Тов. 3:16 ====== =====Свт. Григорий Двоеслов===== **И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих** [Духи Небесные] еще называются и частными именами для обозначения словами того, что они могут совершать на деле. Ибо в оном святом граде, полном совершенного ведения о видении Всемогущего Бога, собственные имена даются не для того, чтобы нельзя было знать их лица без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям. Ибо Михаил значит: кто яко Бог, а Гавриил - мужество Божие; Рафаил же - врачевство Божие... А Рафаил значит, как сказали мы, врачевство Божие именно потому, что когда он прикоснулся к очам Товии, как бы по обязанности врачевания, тогда прогнал мрак слепоты его. Следовательно, тому, кто посылается для врачевания, прилично называться именно врачевством Божиим. //**Беседа 34, говоренная к народу в храме блаженных Иоанна и Павла в третий воскресный день по Пятидесятнице.**// =====Свт. Димитрий Ростовский===== **И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих** Так молитва обоих этих лиц, – старого Товии в Ниневии, в городе ассирийском, и девы Сарры в Рагах, в городе мидийском, – молившихся Богу в одно время на далеком расстоянии друг от друга, – была услышана пред Престолом Божиим, как сказано и в Писании: **«И в это время услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога»**. Послушаем, не просто говорит Писание: «Услышал Бог молитвы обоих», но: **«услышана была молитва обоих пред славою Вышнего Бога»**. Славу Вышнего Бога, непостижимую для нашего малого ума, мы можем отчасти постигнуть, рассуждая по-человечески, из предстояния всех небесных чинов, подобно тому, как и о земных царях говорят, что они сидят во славе, не тогда, когда находятся наедине во внутренних палатах, но тогда, когда они сидят на престоле царском, окруженные князьями, боярами и прочими людьми различных чинов, начальниками, оружейниками и множеством воинов. Только тогда говорят, что царь сидит во славе. Слава же Вышнего Бога на небе – это предстояние Ему тысячами тысяч и тьмами тем всех небесных чинов – Херувимов, Серафимов шестикрылых, многоочитых. Писание же не говорит: **«Услышал Бог молитвы»**, – потому что несомненно, что Сам Бог слышит молитву каждого, не только произносимую устами или производимую гортанью, но и творимую сердцем, в молчании, одним только помыслом, слышит без донесения Ему, без возвещения, как //«испытывающий сердца и утробы»// [[old:ps:007:10|(Пс. 7:10)]]. Слава же Его небесная, то есть предстоящие Ему небесные чины, не такие всевидцы и всеслышцы, как Сам Бог, и потому им необходимы (так сказать) доношения, доклады и возвещения. И когда услышаны были молитвы Товии и Сарры **«пред славою Вышнего Бога»**, то есть предстоящими Престолу Божию небесными чинами, то услышаны были не иначе, как потому, что были донесены, доложены, возвещены. Кто же донес их? Послушаем, что говорит Ангел Рафаил старому Товии: //«Когда ты молился со слезами, я принес молитву твою ко Господу Богу, и приятна она была пред Ним»// ([[old:tov:12:12|Тов. 12:12]], см. толкование там). //** Поучение первое на Собор Архистратига Михаила, месяца ноября, в 8 день.**// =====Блж. Иероним Стридонский===== **И услышана была молитва обоих пред славою великого Бога, и послан был Рафаил исцелить обоих** А когда необходимо бывает врачевание и исцеление, тогда посылается Рафаил, который означает попечение или врачевание, если только угодно кому-либо принимать книгу Товита. //**Толкование на книгу пророка Даниила, 8.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 16-17 **И услы­шана была молитва обо­их пред славою великого Бога, и по­слан был Рафаил исцелить обо­их: снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагуилову, дать в жену Товии, сыну Товитову, связав Асмодея, злого духа; ибо Товии пред­назначено наследо­вать ее.- И в одно и то же время Товит, по воз­враще­нии, вошел в дом свой, а Сарра, дочь Рагуилова, сошла с горницы своей.** //Молитва обоих была услышана, и послан был для спасения их Ангел Рафаил// Молитва обоих страдальцев, Товита и Сарры, была услышана. В принятом греч. текст LXX и слав. в ст. 16 ошибочно читается ενώπιον τής δόξης τού μεγάλου Ραφαήλ καί απεστάλη — //«и услыша Господь молитву обоих, пред славою великаго Рафаила, и послан бе…»//. Но в код 64, 243, 248, в Комплют. и Альд. изд., равно как и в Синайском списке, после μεγάλου стоит Θεού, и союз και стоит пред Ραφαήλ или пред απεστάλη. Русск. синод, перевод правильно передает мысль подлинного текста. Имя ангела Рафаила, как одного из высших семи ангелов, предстоящих пред Богом ([[old:tov:12:15|Тов XII:15]]), встречается только в книге Товита и позднее — в так называемой книге Еноха (гл. IX:1; X:4; XX:3; XL:9) (см. Das Buch Henoch, ubers und erklart von //A. Dillmann// и — «Книга Еноха Историко-критическое исследование, русский пер. и объяснение апокрифической книги Еноха». (Казань, 1886). //проф. прот. А. В. Смирнова//). Допленная библейская письменность не знает имен ангелов. Только в книге пророка Даниила (гл. [[old:dan:08:start|VIII]], [[old:dan:09:start|IX]], [[old:dan:10:start|X]], [[old:dan:12:start|XII]]) впервые упоминается два имени ангелов — Гавриил и Михаил. Как эти два имени, будучи собственными именами, имеют, однако, по смыслу своему, нарицательное значение — выражают разные стороны отношения ангелов к Богу, миру и людям (см. у //А. Глаголева.// Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 361–377), так и имя Рафаила, происходя от евр. //«рафа»//, исцелять, врачевать, и //«эл»//, Бог, указывает на ту миссию, для выполнения которой Рафаил был послан Богом на землю ([[old:tov:03:17|III:17]]; [[old:tov:12:14|XII:14]]), именно на исцеление (ίασασθαι) (ст. 17) или избавление Товита от слепоты, Сарры от тех душевных недугов или страданий, которые причинял ей демон. И в книге Еноха (гл. XL:9) Рафаилу приписывается врачевание, как поставленному над всеми болезнями и над всеми ранами сынов человеческих. Но в кн. Еноха представление об ангеле Рафаиле смешивается с позднейшими ангелологическими воззрениями иудейства, в книге же Товита сохранено чистое библейское учение об ангелах, с присоединением некоторых подробностей касательно внешнего явления их на земле (гл. [[old:tov:05:04|V:4]] сл.) и положение Рафаила в небесной иерархии ([[old:tov:12:15|XII:15]]). См. у //А. Глаголева.// Ветхозаветное библейское учение об ангелах, с. 407–410, и у //проф. Дроздова//, с. 368–381. **//Толковая Библия.//** [<10>]