[<10>] ====== Толкования на Тов. 5:4 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 4-18 **И по­шел он искать человека и встретил Рафаила. Это был Ангел, но он не знал и сказал ему: можешь ли ты идти со мною в Раги Мидийские и знаешь ли эти места? Ангел отвечал: могу идти с тобою и дорогу знаю; я уже останавливал­ся у Гаваила, брата нашего. И сказал ему Товия: подожди меня, я скажу отцу моему. Тот сказал: ступай, только не медли. Он, при­дя, сказал отцу: вот я нашел себе спутника. Отец сказал: при­гласи его ко мне; я узнаю, из какого он колена и надежный ли спутник тебе. И по­звал его, и он вошел, и при­вет­с­т­во­вали друг друга. Товит спросил: скажи мне, брат, из какого ты колена и из какого рода? Он отвечал: колена и рода ты ищешь или наемника, который по­шел бы с сыном тво­им? И сказал ему Товит: брат, мне хочет­ся знать род твой и имя твое. Он сказал: я Азария, из рода Анании великого, из братьев тво­их. Тогда Товит сказал ему: брат, иди бла­го­получно, и не гневайся на меня за то, что я спросил о колене и роде твоем. Ты доводишься брат мне, из чест­ного и доброго рода. Я знал Ананию и Ионафана, сыновей Семея великого; мы вместе ходили в Иерусалим на по­кло­не­ние, с первородными и десятинами земных про­изведе­ний, ибо не увлекались заблужде­нием братьев наших: ты, брат, от хорошего корня! Но скажи мне: какую плату я должен буду дать тебе? Я дам тебе драхму на день и все необходимое для тебя и для сына моего, и еще при­бавлю тебе сверх этой платы, если бла­го­получно воз­вратитесь. Так и условились. Тогда он сказал Товии: будь готов в путь, и отправляйтесь бла­го­получно. И при­готовил сын его нужное для пути. И сказал ему отец: иди с этим человеком; живущий же на небесах Бог да бла­го­устро­ит путь ваш, и Ангел Его да сопут­с­т­ву­ет вам! – И отправились оба, и собака юноши с ними. Ан­на, мать его, заплакала и сказала Товиту: зачем отпустил ты сына нашего? Не он ли был опорою рук наших, когда входил и выходил пред нами?** //Отправление Товии в Раги Мидийские в сопровождении Ангела Рафаила, явившегося под видом юноши Азарии// Повествование книги Товита об образе явления ангела Рафаила на земле и об отношении его к Товиту и Товии вполне подтверждается аналогичными примерами, встречающимися в канонических писаниях Ветхого Завета ([[old:gen:18:start|Быт XVIII–XIX]] гл., [[old:sud:13:01|Суд XIII:1–21]] и др.). В принятии Рафаилом именно образа лица, могущего быть спутником Товии, видно то приспособление к обстоятельствам времени и к положению лиц, о котором свидетельствуют многие библейские сказания о явлениях ангелов (см. //А. Глаголева,// Ветхозаветное библ. учение об ангелах с. 148, ср. у //проф. Дроздова,// с. 373–378). По поводу смущающего иных образа действий Рафаила, именно того, что он выдал себя за Азарию, сына Анании (ст. 13), можно сказать, что «то, что Рафаил сказал о себе, было правдою (как вполне соответствовавшее принятому им образу), но он не сказал всей правды, потому что Товит не должен был до известного времени узнать ее» (ср. у проф. Дроздова, с. 375); если бы он явился в ангельском образе, то привел бы Товита и Товию в трепет и не выполнил бы возложенной на него миссии, как разъясняет блаж. Августин (Curs. Соmр. S. Scr. t. XII, col. 546). [<10>]