[<10>] ====== Толкования на Тов. 6:10 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 10-18 **Когда же при­ближались к Раге, Ангел сказал юноше: брат, ныне мы пере­ночуем у Рагуила, твоего род­с­т­вен­ника, у которого есть дочь, по име­ни Сарра. Я по­говорю о ней, чтобы дали ее тебе в жену, ибо тебе пред­назначено наслед­с­т­во ее, так как ты один из рода ее; а девица пре­красная и умная. Так по­слушайся меня; я по­говорю с ее отцом и, когда мы воз­вратимся из Раг, совершим брак. Я знаю Рагуила: он никак не даст ее мужу чужому вопреки закону Мо­исееву; иначе по­винен будет смерти, так как наслед­с­т­во следует по­лучить тебе, а не другому кому. Тогда юноша сказал Ангелу: брат Азария, я слы­шал, что эту девицу отдавали семи мужам, но все они по­гибли в брачной комнате; а я один у отца и боюсь, как бы, войдя к ней, не умереть подобно пре­жним; ее любит демон, который никому не вредит, кроме при­ближа­ю­щихся к ней. И по­тому я боюсь, как бы мне не умереть и не свести жизнь отца моего и матери моей печалью обо мне во гроб их; а другого сына, который по­хоронил бы их, нет у них. Ангел сказал ему: раз­ве ты забыл слова, которые заповедал тебе отец твой, чтобы ты взял жену из рода твоего? Послушай же меня, брат: ей следует быть твоею женою, а о демоне не бес­покойся; в эту же ночь отдадут тебе ее в жену. Только, когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее се́рдца и пече­ни рыбы и по­кури; и демон ощутит запах и удалит­ся, и не воз­вратит­ся никогда. Когда же тебе надобно будет при­близиться к ней, встаньте оба, воз­зовите к мило­сердому Богу, и Он спасет и по­милует вас. Не бойся; ибо она пред­назначена тебе от века, и ты спасешь ее, и она пойдет с тобою, и я знаю, что у тебя будут от нее дети. Выслушав это, Товия по­любил ее, и душа его крепко при­лепилась к ней. И при­шли они в Екбатаны.** //Советы Ангела Товии о браке с Саррою и о средствах спастись от злобы демона Асмодея// В речи Ангела, содержащей совет его Товии о вступлении в брак с Саррою, как происходящей из одного с ним рода (ст. 12–13, 16), обнаруживается не только отношение к соответствующему наставлению Товита сыну его ([[old:tov:04:12|Тов IV:12–13]]), но и к тому воззрению законодательства Моисеева, по которому дочери — наследницы отеческого удела, — при отсутствии сыновей, — должны были выходить замуж не иначе, как в пределах //«племени колена отца своего»// ([[old:chis:36:07|Чис XXXVI:7]]; [[old:chis:27:05|XXVII:5–11]]; Толков. Библ. т. I). Слова Товии о Сарре ст. 15 (греч. 14 ст.) //«ее любит демон, который никому не вредит, кроме приближающихся к ней»//, δαιμόνιον φιλεί αυτήν, ό ούκ αδικεί ούδένα, πλην τών προσαγογόντων αυτή, — обыкновенно понимаются толкователями в смысле указания на то, что Асмодей воспламенялся нечистою любовью к Сарре (или даже имел плотское общение с нею) и, как бы из чувства ревности и мести, умерщвлял мужей ее прежде, нежели они были с ней, как с женой ([[old:tov:03:08|III:8]]). Против такого понимания ст. 15 может говорить то обстоятельство, что слов δαιμόνιον φιλεί αυτήν нет в Синайск. списке LXX, в Вульгате, Халд, и Неbr. M., равно как и то, что по ст. 8 сн. 18 демон //мучил// Сарру (след. //не любил ее//), а по [[old:tov:03:14|III:14]] Сарра оставалась целомудренной и девственной. Независимо от этого следует, впрочем, признать, что мысль о том, что демоны или ангелы могут находиться в плотской связи с женщинами, в качестве народного верования, несомненно, существовала у евреев, как показывает история толкования места [[old:gen:06:02|Быт VI:2]], [[old:gen:06:04|4]] (см. у //А. Глаголева//, Ветхоз. Библ. учение об ангелах, с. 201–205), а потому Товией — человеком небогопросвещенным — могло быть высказано, особенно в качестве слуха или догадки, суеверное мнение о плотской страсти Асмодея к Сарре (ср. //у проф. Дроздова//, с. 386–389). В действительности, действие Асмодея на Сарру выражалось в крайне мучительном, угнетенном состоянии Сарры, подобном тому, какое принес злой дух Саулу ([[old:1ts:16:14|1 Цар XVI:14–15]]; [[old:1ts:18:10|XVIII:10–11]]; [[old:1ts:19:09|ХIX:9–10]]), побуждавшем ее бить служанок ([[old:tov:03:09|III:9]]) и даже доводившем ее до решения лишить себя жизни ([[old:tov:03:10|III:10]]; ср. Толков. Библ. т. II). [<10>]